Журнал судейского сообщества

Комиссия широкого профиля

И.И. Марков, председатель Липецкого
областного суда, председатель Комиссии
Совета судей РФ по вопросам
организационно-кадровой работы

На вопросы редакции журнала отвечает Иван Иванович Марков, председатель Липецкого областного суда, председатель Комиссии Совета судей Российской Федерации по вопросам организационно-кадровой работы.

Иван Иванович, Вы возглавляете самую большую по численности комиссию Совета судей — организационно-кадровую. Почему она оказалась самой обширной?

Если позволите, я употреблю образное сравнение. В медицине существуют врачи узкой специализации и врачи широкого профиля. Так и в Совете судей Российской Федерации есть комиссии, сфокусированные на решении вопросов, касающихся какого-то одного аспекта судебной деятельности. К примеру, Комиссия по вопросам этики или Комиссия по связям с государственными органами, общественными организациями и СМИ. К компетенции Комиссии по вопросам организационно-кадровой работы Совета судей относится широкий спектр вопросов. Это и совершенствование уровня оплаты труда судей и работников аппарата, и обеспечение безопасности судей, и вопросы сдачи экзаменов на должность судьи, и переподготовка судей, повышение их квалификации, и многое другое. Естественно, для решения всех этих вопросов требуется большой человеческий ресурс. Вот почему численность членов Совета судей, входящих в состав возглавляемой мною Комиссии, довольно внушительная.

С чего началась деятельность Комиссии по организационно-кадровой работе, когда Вы ее возглавили?

По итогам VII Всероссийского съезда судей мы взялись за исполнение поручений Президента Российской Федерации, касающихся повышения уровня оплаты труда работников аппаратов судов, совершенствования системы оплаты труда судей путем расширения квалификационных классов. Скажу прямо, задача эта была не из легких. Увеличение расходов на работу судов — вопрос болезненный. Потребовалось много усилий, чтобы согласовать наши предложения с Министерством финансов Российской Федерации. Тем не менее нам удалось добиться хоть и небольшого, но повышения заработной платы секретарей судов и помощников судей. Разработаны и проекты законов, касающиеся совершенствования системы оплаты труда судей. За счет увеличения количества квалификационных классов судей с шести, которые действуют сегодня, до 10 удастся оптимизировать заработную плату судей. К примеру, человек, только начавший свою судебную карьеру, будет получать сумму, которая значительно отличается от зарплаты судьи, отдавшего правосудию 20 лет. Это стимулирует судей к продвижению по службе, к повышению своего профессионализма. Проекты законов уже прошли согласование с Правительством РФ и Министерством финансов РФ. Надеемся, что в наступившем году соответствующие законы будут приняты.

Какие еще вопросы Вам приходилось решать?

Вы знаете, что с 2012 года в областных судах введен апелляционный порядок обжалования решений районных судов по гражданским делам. Естественно, введение апелляции потребовало увеличения кадрового состава судей в областных и краевых судах, верховных судах республик. При этом было поставлено условие, что в целом по России эта цифра составит не более 860. В масштабах всей страны — не так уж и много. Если разделить эту цифру на количество субъектов Российской Федерации, то выйдет, что в среднем на регион приходится по 9–10 судей. Поэтому мы стали анализировать ситуацию в каждой области, в каждом крае, республике. Какова там нагрузка на судей областного звена? В регионах, где нагрузка выше, добавили больше единиц. Там, где нагрузка относительно нормальная, — чуть меньше. На основе данного распределения впоследствии были проведены конкурсы, даны рекомендации и указом Президента РФ назначены судьи, которые приступили к исполнению своих обязанностей с января 2012 года. То же самое нам предстоит проделать и в наступившем году, ведь с 2013 года начнет действовать апелляция и по уголовным делам.

Наша Комиссия участвовала в разработке и обсуждении вопроса о правовом статусе администраторов федеральных судов общей юрисдикции, которые сегодня входят в штат управлений Судебного департамента РФ различных регионов. Дело в том, что фигура администратора занимает двойственное положение. Этот сотрудник подчиняется начальнику УСД, но при этом должен выполнять указания председателя суда. Многие председатели областных, краевых и равных им судов отмечают, что полномочия администраторов нужно расширять и вводить дополнительные единицы им в помощь. Кроме того, мы считаем, что нужно установить определенные критерии для отбора претендентов, которые хотят работать на должности администратора. В частности, в законе не прописано до сих пор, какое образование должен иметь администратор.

Комиссия по вопросам организационно-кадровой работы занималась разработкой типовых правил пребывания граждан в суде, а также правил поведения государственных гражданских служащих — работников суда. Мы осуществляли мониторинг и вносили предложения по совершенствованию порядка награждения государственными и ведомственными наградами судей и работников аппаратов судов. На комиссии рассматривались все законопроекты, касающиеся судебной деятельности, по которым мы формировали свою точку зрения.

А как обстоит дело с подготовкой судейских кадров? Этот вопрос наверняка являлся предметом обсуждения на заседаниях Комиссии.

Да, вы правы. Сегодня мы подошли к такому моменту, когда в судебной системе должна произойти серьезная ротация кадров. В 2001 году были внесены изменения в «Закон о статусе судей в Российской Федерации», согласно которым введено ограничение срока полномочий председателей судов и их заместителей до шести лет, а также указано, что одни и те же лица не могут занимать руководящие должности в судах более двух сроков подряд. Судебная система приблизилась к той черте, когда у многих председателей областных, районных судов и их заместителей истекают сроки осуществления полномочий. Уходят профессионалы, имеющие за плечами советскую школу и работавшие не столько за деньги, сколько за идею. Всех нас серьезно беспокоят вопросы: кому мы передадим бразды правления? Какой будет судебная система завтра? Современные коммерческие вузы выпускают большое количество юристов, но стать настоящими судьями, заниматься этой тяжелой работой, требующей полной самоотдачи, способны немногие из них. Нынешних выпускников отличает слабое знание законов и теории права. Статистика говорит сама за себя: квалификационный экзамен на должность судьи в целом по России не сдают 35% претендентов.

Для того чтобы судебная система завтра была укомплектована квалифицированными кадрами, работа проводится уже сегодня. Одно из направлений — совершенствование работы комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Многие судьи и эксперты отмечают, что в некоторых регионах сдать такой экзамен легче, в других — тяжелее. Там, где экзамен сдавать легче, выше и вероятность того, что в судейский корпус придут кадры менее квалифицированные. Отсюда и необходимость создания Высшей экзаменационной комиссии судей РФ, которая будет осуществлять контроль над работой экзаменационных комиссий на местах. Высшая экзаменационная комиссия должна выработать единые требования к сдаче экзаменов во всех субъектах РФ. Я рад, что инициатива об учреждении ВЭК РФ и наделении ее полномочиями самостоятельного органа судейского сообщества нашла свое законодательное закрепление. Комиссия по вопросам организационно-кадровой работы имеет самое непосредственное отношение к реализации данного закона. Комиссия разрабатывала Регламент представления и избрания кандидатур в состав Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. 1 февраля 2012 года данный Регламент был утвержден Советом судей, и уже 16 февраля состоялись выборы состава Высшей экзаменационной комиссии путем тайного голосования.

Второе направление — повышение квалификации судей. 1 января 2011 года вступил в силу Закон от 1 июля 2010 г. № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому лица, впервые назначенные на должность федеральных судей, должны перед вступлением в должность пройти профессиональную подготовку в Российской академии правосудия и стажировку в федеральных судах общей юрисдикции. В прошедшем, 2011 году такое обучение и повышение квалификации прошел 531 судья. В течение первого месяца судьи посещали аудиторные занятия, в течение второго — стажировались в Верховном Суде РФ и в федеральных судах общей юрисдикции Москвы и Московской области. Совет судей поручил нашей комиссии обобщить итоги профессиональной переподготовки судей. Проведенный анализ показал, что в целом переподготовка судей осуществлялась эффективно. Однако, на наш взгляд, требуется внести определенные корректировки. К примеру, было бы целесообразно, чтобы федеральный судья, впервые назначенный на эту должность, проходил стажировку в судах своего региона. Дома, как говорится, и стены помогают. Здесь старшие коллеги, я полагаю, отнесутся к новоиспеченному судье по-отечески, уделят ему достаточное внимание и помогут вникнуть в работу, освоиться.

Иван Иванович, Вы уже упомянули, что возглавляемая Вами Комиссия занималась и вопросами безопасности судей. В последнее время эта проблема встала особенно остро. Возросло число убийств и покушений на представителей судейского корпуса. Как судейское сообщество намерено с этим бороться?

Профессия судьи всегда считалась сопряженной с опасностью, но, к сожалению, за последние 4–5 лет наметилась тенденция к резкому росту количества преступных посягательств на судей. С 2007 по 2011 год зарегистрировано 14 убийств судей, по которым возбуждены уголовные дела, совершено 52 посягательства на жизнь и здоровье судей и поступило 117 угроз в их адрес. Даже в «лихие 90-е» не было такого! Конечно, все мы помним убийство Эдуарда Чувашова в апреле 2010 года, потрясшее тогда все судейское сообщество и заставившее судей всерьез задуматься о своей безопасности. В 2010 году Президиум Совета судей поручил разработать предложения по совершенствованию механизма обеспечения безопасности судей и членов их семей. Судебный департамент при Верховном Суде РФ для защиты судей предложил использовать мобильное персональное устройство трекер. При помощи трекера судья в случае возникновения опасности может подать тревожный сигнал, который передается по каналам беспроводной связи спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. Правоохранительные органы должны отслеживать этот сигнал и оперативно на него реагировать. Пока это устройство будет внедряться в порядке эксперимента на базе Северо-Кавказского окружного военного суда и на базе Липецкого областного суда, председателем которого я являюсь. Если эксперимент будет удачным, этот опыт распространится и на другие регионы. Совет судей отметил, что в первую очередь трекерами нужно будет обеспечить судей, рассматривающих уголовные дела террористической и экстремистской направленности, а также судей, которые работают в Северо-Кавказском федеральном округе.

Иван Иванович, помимо руководства Комиссией, Вам приходится еще как-то участвовать в работе Совета судей?

Да, конечно. Как и все руководители комиссий Совета судей, я вхожу в состав рабочей группы по подготовке проекта нового Кодекса судейской этики. Этот вопрос мне особенно близок, я ратую за чистоту наших рядов и хочу, чтобы в судебную систему приходили не только профессионалы, знающие законы и могущие рассмотреть любое дело, но и люди высокообразованные, эрудированные, тактичные. По данному вопросу я принял участие в двух международных конференциях — во Владивостоке и Красноярске.

Также по инициативе Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в августе 2009 года при Совете судей была организована рабочая группа по вопросам создания и развития ювенальной юстиции в системе правосудия РФ. Я являюсь председателем этой рабочей группы. Туда входят представители Верховного Суда РФ, Судебного департамента ври Верховном Суде РФ, областных, краевых и равных им судов, судов районного звена, где имеется опыт применения ювенальных технологий по рассмотрению уголовных дел.

С момента образования рабочей группы мы провели обобщение, в каких регионах в той или иной мере применяются ювенальные технологии в судопроизводстве и какие механизмы при этом используются. В Российской академии правосудия разработан учебный курс повышения квалификации судей, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. 21 апреля 2011 года в Москве рабочая группа провела совместное заседание с представителями Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Российской Федерации. На нем обсуждались результаты адаптации к российским условиям «Руководства ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних».

Предложения рабочей группы были учтены при подготовке постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В настоящее время рабочая группа выработала и внесла предложения по совершенствованию судебной практики по спорам, затрагивающим интересы семьи и детей, и рассмотрению материалов о помещении подростков в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

В целом могу сказать, что география применения ювенальных технологий в судах России расширяется. Многие регионы, которые изначально индифферентно отнеслись к этой идее, сегодня меняют свою точку зрения, что, конечно, не может не радовать. Да и простые граждане, воочию увидев и испытав на себе положительный эффект от применения ювенальных технологий, понимают, что это не те «страшилки», которые нам рассказывают по телевидению и транслируют по Интернету, — это правосудие социальной направленности для человека и во имя человека. И мое глубокое убеждение, что данное направление судебной деятельности нужно и дальше развивать!