Новым шагом в реализации судебной реформы стало создание объединенного Верховного Суда Российской Федерации

Исполнилось 95 лет со времени учреждения Верховного Суда России. Это важный исторический рубеж в деятельности высшего судебного органа страны*.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Утверждению судебной власти в современной России предшествовал длительный исторический период развития общественных отношений и отечественной государственности, каждый этап которого характеризовался особой ролью суда в системе институтов государственной власти, спецификой судебной системы и осуществления правосудия.

Верховный Суд Российской Федерации, опираясь на поддержку судейского сообщества, в 1991 году выступил инициатором проведения в стране судебной реформы и последовательным проводником большинства намеченных в ней прогрессивных преобразований.

Главным историческим достижением организаторской и законо­творческой деятельности Верховного Суда Российской Федерации и органов судейского сообщества стало утверждение на конституционном уровне судебной власти в Российской Федерации и нового статуса российского судьи. Сегодня судебная власть в России обладает всеми атрибутами государственной власти. Законодательно закреплены гарантии самостоятельности судов, независимости, неприкосновенности и несменяемости судей.

В процессе судебной реформы успешно решены вопросы модернизации и совершенствования судебной системы, расширения доступа к правосудию, обеспечение гласности и информационной открытости деятельности суда. Основной задачей органов судебной власти стала защита интересов физических и юридических лиц, защита прав и свобод человека.

Новым шагом в реализации судебной реформы явилось создание объединенного Верховного Суда Российской Федерации в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Он осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Российской Федерации.

В результате объединения высших судов укрепилось единство судебной системы, обеспечено единообразие подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, устранены разногласия в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов, удалось избежать выполнения различными органами судебной системы аналогичных функций, исключить возможность отказа в судебной защите по причине споров о подведомственности, установить общие правила судопроизводства. Все это повысило эффективность работы по защите прав граждан не только высшей судебной инстанции, но и всей судебной системы.

Однако достигнутые результаты не означают необходимости остановки или свертывания усилий по совершенствованию демократических начал в организации судоустройства и судопроизводства в Российской Федерации. Верховный Суд выступил с законодательной инициативой и внес соответствующие предложения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о создании в системе судов общей юрисдикции в качестве самостоятельных звеньев пяти апелляционных и девяти кассационных судов, образованных по окружному принципу. Границы новых судебных округов не будут зависеть от административно-территориального деления страны. Новые суды будут иметь межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от органов власти субъектов Российской Федерации.

Похожая система федеральных окружных судов хорошо зарекомендовала себя в системе арбитражных судов. Построение судов общей юрисдикции по новому принципу повысит объективность и независимость судопроизводства; снизит загруженность судов, в первую очередь верховных судов республик, краевых, областных и им равных судов, которые в настоящее время выполняют функции трех инстанций — первой, апелляционной и кассационной; возрастет оперативность и улучшится качество рассмотрения дел в судах первой инстанции. Позитивно скажется нововведение и на качестве рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях. В целом в Российской Федерации будет создана полноценная четырехступенчатая судебная система как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, включающая суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные суды.

Процесс совершенствования судебной системы, судебной деятельности, оптимизации судебной юрисдикции — это непрерывное развитие судебной сферы, что требует постоянного изучения и научного анализа.

Время беспристрастно, оно объективно расставляет все по своим местам. Думается, что вклад Верховного Суда Российской Федерации и судейского сообщества в становление и утверждение в стране судебной власти, в проведение судебной реформы и развитие демократических начал в отечественном правосудии будет признан достойным.

*  Из книги, посвященной 95-летию Верховного Суда Российской Федерации (примеч. редакции).

Партнеры:

  • Правовая Россия
  • Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»
  • Компания «Консультант Плюс»
  • ИТАР-ТАСС
  • Российское агентство правовой и судебной информации