Последние два года оказались чрезвычайно богатыми на перемены для судебной системы


Гусев.jpgГенеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев — собеседник, встречи с которым редакция журнала очень ждала. Он занимает эту должность почти двадцать лет — с ноября 2000 года. За это время благодаря слаженной и высокопрофессиональной работе центрального аппарата Судебного департамента и его территориальных органов судебная система обрела тот крепкий базис, без которого невозможно говорить о независимом, вызывающем у общества доверие и уважение суде.

Сегодня в России созданы новые судебные инстанции, внедряется электронное судопроизводство, граждане активно вовлекаются в работу судов в качестве присяжных… Об этих и многих других событиях мы поговорили с Александром Владимировичем.

Александр Владимирович, с момента нашей предыдущей беседы прошло несколько лет, поэтому хотели бы обсудить с Вами наиболее значимые изменения, которые произошли в деятельности судебной системы за это время.

 

Последние два года оказались весьма богатыми на перемены для судебной системы. Изменения являлись настолько масштабными, что получили характеристику революционных. В 2018 году была модернизирована система судов общей юрисдикции и существенно изменились правила судопроизводства.

С 1 октября 2019 г. открыли свои двери суды кассационной и апелляционной инстанций общей юрисдикции. В довольно сжатые сроки была проведена огромная работа по их созданию и организационному обеспечению: разработаны нормативные правовые акты, регулирующие вопросы делопроизводства, утверждены типовые должностные регламенты работников аппаратов судов, подобраны и оснащены всем необходимым помещения, в которых суды в настоящее время располагаются. Созданы надлежащие условия для отправления судами кассационной и апелляционной инстанций право­судия.

 

Работу по созданию условий для деятельности новых кассационных и апелляционных судов принято считать образцовой.

 

Спасибо. Отмечу, что проводилась она не только подразделениями центрального аппарата Судебного департамента, но и управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по месту постоянного пребывания судов. О ней уже много сказано. Это были и мероприятия, связанные с финансовой деятельностью судов, включая распределение соответствующего финансирования, и обеспечение необходимыми материально-техническими средствами и оборудованием. И, конечно, приведение зданий судов в надлежащее состояние.

Тем не менее работа еще не завершена. Планируется, что дальнейшие мероприятия будут проводиться в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы». Сейчас прорабатывается вопрос о продлении срока реализации этой программы до 2024 года и о включении в нее задач по финансированию, строительству, реконструкции и приобретению объектов для размещения вновь созданных судов, их технического оснащения, обеспечения средствами безопасности и информатизации.

 

А что бы Вы отметили из новаций, касающихся нижестоящих судов?

 

Прежде всего — введение института присяжных заседателей на уровне районных и гарнизонных военных судов. Это очередной и очень важный шаг на пути к повышению доступности правосудия. Районные суды начали рассматривать уголовные дела с участием присяжных в июне 2018 года.

 

 

То есть почти два года назад. Можно уже подвести предварительный итог этого нововведения?

Полагаю, укрепился статус районных судов как основного звена российской судебной системы, наиболее приближенного к населению. Кроме того, привлечение граждан к отправлению правосудия способствует росту доверия не только к суду, но и к закону в целом.

Еще одним важным элементом повышения открытости деятельности судов, а также реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений стало внесение поправок в процессуальные кодексы, которые вступили в действие с 1 сентября 2019 года. Изменения, в частности, касались обязательного аудиопротоколирования судебных заседаний, автоматического распределения дел и обязанностей помощников судей.

GH010150.MP4.15_29_54_06.Still001 (1).jpg

Подача документов в суд через МФЦ 


А какие задачи, сформулированные и Верховным Судом, и Советом судей, пока еще находятся в стадии реализации?

 

Сейчас мы работаем над тем, чтобы обеспечить гражданам возможность обращения в суд с использованием цифровых средств, Интернета. Идет поэтапное и последовательное внедрение в судопроизводство передовых информационных и электронных технологий.

 

Вы имеете в виду модуль «Электронное правосудие»?

 

В том числе. Сервис «Электронное правосудие» обретает все большую популярность у граждан. Например, по состоянию на сентябрь 2019 года было создано 370 825 личных кабинетов, через них подано 1 867 995 заявлений в федеральные суды общей юрисдикции. К середине апреля 2020 года создано уже 524 105 личных кабинетов, через них подано более 2,5 млн заявлений. Мы со своей стороны оказываем постоянную поддержку пользователям.

 

Подача заявления в суд посредством Интернета требует заверять его электронной подписью. Как быть тем, кто ее не имеет?

 

В целях дальнейшего развития концепции доступности правосудия, учитывая удаленность отдельных населенных пунктов от судов, а также необходимость решения иных сопутствующих вопросов, связанных с экономией времени и средств, в марте 2020 года в пилотном режиме организовано взаимодействие судов с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации возможности подачи документов в суд и получения документов из суда в электронном виде посредством многофункциональных центров (МФЦ). Это перспективное направление, поскольку большая часть населения имеет опыт обращения в такие центры для получения государственных и муниципальных услуг. 

 

Услуга доступна во всех филиалах МФЦ?

 

В настоящее время возможность подать документы в суд через МФЦ есть в двух субъектах Российской Федерации — Нижегородской и Вологодской областях. Порталы правосудия действуют во всех отделениях МФЦ этих субъектов и весьма востребованы у граждан. Так, по статистике каждое десятое обращение в суды Нижегородской области поступает через систему МФЦ.

Еще в пяти регионах данный вопрос находится в стадии проработки. По прогнозам, практика использования гражданами системы обмена процессуальными документами с судами в цифровом виде через МФЦ будет только возрастать.

 

Электронное правосудие действительно удобно для граждан.

 

Не просто удобно — жизненно необходимо. Использование цифровых технологий не только упрощает доступ граждан к правосудию, но и влияет на оптимизацию работы судов.

В настоящее время в связи с продолжающимся ростом обращений за судебной защитой нарушенных прав граждан и организаций остается актуальным вопрос разработки и принятия законов о нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов, а также внедрения других механизмов, помогающих в работе и облегчающих их нелегкий труд. Например, применение инновационных программных средств, обеспечивающих подготовку электронного протокола судебного заседания путем распознавания речи и ее перевода в текст.

Это система прошла опытное тестирование в судах Белгородской области и была доработана с учетом отзывов работников судов. Сейчас благодаря ей время подготовки секретарями судов протоколов судебных заседаний значительно сокра­тилось.

 

Какие из происходящих изменений в судебной системе внушают Вам оптимизм?

 

Оптимизм внушает многое. Постоянный рост открытости судебной системы, например, за счет привлечения граждан к участию в судебных процессах в качестве присяжных заседателей; масштабная информатизация судов, возможность информировать широкую общественность о судебной работе через открытые источники, в том числе официальные сайты судов; организация и проведение мероприятий с участием общественности и средств массовой информации; обеспечение социальных гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, а также работников аппаратов судов.

Оптимизм внушает и внедрение в судах Российской Федерации системы аудиопротоколирования, которая позволит исключить вопросы, связанные с неполнотой и неточностью изложения протокола судебного заседания, оценить объективность судебного процесса и, соответственно, сократить число случаев подачи участниками процесса замечаний на протокол судебного заседания, уменьшить количество жалоб граждан.

 

А что вызывает тревогу?

 

Не может не тревожить так называемая скандализация правосудия. По сути, это манипулирование общественным мнением для оказания давления на суд или умаления авторитета судебной власти, необоснованная критика, подрывающая доверие граждан к правосудию. Наказаний за подобные деяния в России не преду­сматривается. В результате судейское сообщество, связанное этическими нормами, оказывается практически беззащитным перед недобросовестными средствами массовой инфор­мации.

В целях уменьшения последствий от негативных публикаций в СМИ, объективного освещения деятельности судов, формирования благоприятного имиджа органов судебной власти, а также повышения уровня доверия к судебной системе в декабре 2019 года Советом судей Российской Федерации утверждена «Концепция информационной политики судебной системы на 2020—2030 годы».

Судебный департамент в рамках своих полномочий и суды уже приступили к реализации ряда мероприятий Концепции. Подвести первые итоги можно будет уже в конце 2020 года, по результатам проведения Х Всероссийского съезда судей и принятых на его площадке решений.

 

Какое влияние окажет модернизация технологических систем на организацию деятельности судов, на Ваш взгляд?

 

Технологическая модернизация судопроизводства — одна из приоритетных задач, стоящих перед Судебным департаментом.

В 2019 году постановлением Президиума Совета судей утверждена «Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года», ставшая основой для использования в судебной системе новейших информационных технологий, направленных на совершенствование судопроизводства, обеспечение открытости и доступности правосудия, поддержание информационной безопасности, формирование единого информационного пространства судов, развитие взаимодействия с гражданами, государственными органами и организациями в электронном виде.

fok190926_004.jpg

_DSC3832.jpg

Открытие Второго кассационного суда общей юрисдикции 


Концепция определяет до 2030 года основные цели, задачи, принципы, приоритеты и мероприятия по использованию информационных технологий в деятельности судов, которые также будут способствовать реализации общих стратегических задач, стоящих перед Российской Федерацией.

Для развития онлайн-сервисов, например, предлагается создать в рамках ГАС «Правосудие» суперсервис «Правосудие онлайн», который позволит гражданам и организациям подавать процессуальные документы и получать обратную связь через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Однако достичь намеченных целей невозможно без принятия соответствующей нормативной правовой базы, разработка запланирована уже на первом этапе реализации Концепции в 2021—2022 годах.

В частности, ожидается закрепление электронной формы обращения в суд (искового заявления, административного искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа и др.) как единственно возможной с одновременной формализацией требований к обращению.

Также должно быть реформировано процессуальное законодательство, в том числе в направлении отказа от письменной формы судебного делопроизводства и закрепления электронной формы судебного постановления как единственно возможной без дублирования на бумажном носителе.

Хотелось бы отметить, что модернизация информационных технологий в деятельности судов будет осуществляться с учетом требований импортозамещения, т.е. запланирован переход на оборудование и аппаратно-программные платформы отечественных производителей.

 

Удалось ли создать команду единомышленников, способную эффективно проводить намеченные планы в жизнь?

 

Несомненно, удалось. Все события последних лет — изменения в процессуальном законодательстве, объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов, создание федеральных судов на территории Респуб­лики Крым и интеграция региона в судебную систему Российской Федерации, крупная реформа, связанная с образованием судов кассационной и апелляционной инстанций, бесперебойная реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», невозможные без постоянного взаимодействия всех ее исполнителей, — показали, что даже самые сложные задачи, требующие кропотливого труда, могут качественно решаться в довольно сжатые сроки.

Работники судебной системы и системы Судебного департамента, не считаясь с личным временем, эффективно исполняют свои обязанности. Многие из них уже отмечены ведомственными наградами, а также поощряются органами судейского сообщества, иными органами государственной власти.

Хотелось бы на страницах журнала «Судья» выразить им признательность за добросовестный, самоотверженный труд, благодаря которому обеспечивается деятельность важнейшего государственного института — судебной власти.

20191008_113328.jpg

Здание Верховного Суда Чеченской Республики 

IMG_5045.jpg

Здание Кемеровского областного суда 

Какое направление судебной реформы Вы цените особенно высоко?

 

Это уже не раз упомянутое создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и соответствующее изменение правил судопроизводства. Вопрос о месте пребывания новых судов тщательно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспорта, развития инфраструктуры отдельно взятого субъекта, наличия юридических вузов для подготовки кадров.

Главная цель реформы — выстроить систему отправления правосудия так, чтобы рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб не осуществлялось в том же суде, который исследовал дело в первой инстанции. Кроме того, теперь кассационные жалобы рассматриваются в судебном заседании с приглашением сторон, что призвано существенно повысить правовую защищенность граждан и организаций.

Все эти изменения, несомненно, приведут к укреплению независимости судебной системы, снижению коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия.

И еще хотелось бы отметить реформирование института присяжных заседателей, которые сейчас могут принимать участие в рассмотрении уголовных дел не только на уровне областных и равных им судов, но и районного звена.

 

Какие мероприятия провел Судебный департамент и его территориальные органы для подготовки районных и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей?

 

Было организовано повышение квалификации судей и работников аппаратов судов районного звена, которые привлекаются к рассмотрению подобных дел. Внесены необходимые изменения в нормативную правовую базу; суды обеспечены учебно-методическими материалами, призванными оказывать помощь при возникновении вопросов; обновлено рабочее программное обеспечение, модифицированы помещения судов, в которых проводятся процессы с участием присяжных.

 GH010146.MP4.15_28_11_41.Still001.jpg

Подача документов в суд через МФЦ 


Насколько востребованной оказалась эта реформа?

 

Количество дел с участием присяжных в районных судах возрастает. В 2018 году по первой инстанции с участием присяжных заседателей рассмотрено с вынесением решения по существу обвинения 282 уголовных дела, по ним признаны виновными и осуждены 428 граждан, оправдано 90 человек. В 2019 году рассмотрено уже 718 дел, по ним осуждено 783 гражданина и 242 оправдано.

 

Почти во всех наших беседах мы спрашивали Вас о реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Позвольте в завершение интервью задать Вам этот уже традиционный вопрос: как Судебный департамент претворяет в жизнь нормы Закона в настоящее время?

 

Неоднократно подчеркивалось, что принятие этого Закона стало важной вехой в автоматизации деятельности судов. Возможность предоставлять гражданам информацию о деятельности судов через сеть Интернет трансформировала автоматизированные системы судопроизводства, сделала их открытыми. Впервые была решена проблема деперсонификации личных данных участников судебных процессов с использованием программных средств. Фактически создана технологическая информационно-коммуникационная платформа, которая с каждым годом позволяет решать все более сложные задачи.

Внесение изменений в процессуальное законодательство в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти стало вторым этапом в развитии информационных технологий в судах. В Информационно-аналитическом центре Судебного департамента в 2015 году создан удостоверяющий центр ГАС «Правосудие», который позволил обеспечить судей электронными подписями, реализована возможность подачи электронных документов через личные кабинеты пользователей на сайтах федеральных судов, обеспечена выдача электронных судебных актов.

В 2018 году президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», охватывающий 25 суперсервисов — жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг.

Сейчас Судебный департамент работает над включением жизненной ситуации, связанной с судебной защитой прав и законных интересов граждан, организаций, органов государственной власти (суперсервис «Правосудие онлайн»), в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Участие Судебного департамента в этой программе позволит в рамках развития ГАС «Правосудие» достичь сразу нескольких целей:

•          автоматически определять территориальную подсудность;

•          оплачивать государственную пошлину через Единый портал государственных и муниципальных услуг;

•          предоставить гражданам и организациям возможность подавать процессуальные документы через Единый портал государственных и муниципальных услуг;

•          обеспечить электронное уведомление сторон;

•          выдавать электронные судебные документы через судебный портал ГАС «Правосудие»;

•          проводить судебные заседания с использованием технологий веб-конференций с биометрической системой проверки.

В заключение хотелось бы отметить: несмотря на то, что реализация поставленных перед Судебным департаментом и его территориальными органами задач осуществляется в настоящее время в неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке, решение вопросов, входящих в его компетенцию, в том числе связанных с организационным обеспечением подготовки и проведения юбилейного, Х Всероссийского съезда судей, осуществляется в штатном режиме.

Предстоящие в 2020 году знаковые для судебной системы события требуют максимальной отдачи. Нас ожидают интересные проекты, целью которых является повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Несмотря на все трудности, мы приложим максимум усилий для обеспечения эффективного выполнения возложенных на нас задач.