Правосудие и законность — основа государства

Фаргиев И.А. 2.JPGИбрагим Аюбович Фаргиев,

Верховный Суд Республики Ингушетия,

председатель,

доктор юридических наук,

профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

г. Магас, Россия

 

Известное латинское выражение гласит: «Justitia ет legalitas regnorum fundamentum sunt» — «Правосудие и законность — основа государства». Судейский корпус нашей страны, на протяжении многих лет осуществляющий правосудие именем Российской Федерации, будучи действительным фундаментом державы, готовится к очередному историческому событию — Х Всероссийскому съезду судей, который в соответствии с частью 1 ст. 6 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судейского сообщества. Исключительно высокий статус съезда обусловлен максимальным представительством членов и предполагает наличие у него обширного объема полномочий по урегулированию деятельности сообщества.

В ожидании юбилейного форума хотелось бы поделиться с уважаемыми читателями размышлениями о возможных темах, которые будут затронуты на нем, и рассказать о деятельности судей судов общей юрисдикции Республики Ингушетия в период подготовки к нему.

Вопросов, имеющих значение и для работы судейского сообщества, и для дальнейшего совершенствования российской государственности, немало. Полагаю, что в рамках съезда будут обсуждаться многие проблемы, касающиеся развития судебной системы России и осуществления правосудия, подводиться итоги работы судов за период, прошедший с момента завершения IX Всероссийского съезда судей (декабрь 2016 г.); также состоится обмен мнениями о юридической практике, повышении квалификации судей, внедрении в работу судов информационных технологий, обеспечивающих доступ граждан к правосудию, и др.

Следует отметить, что суды общей юрисдикции Республики Ингушетия, как и все суды страны, работают в условиях стремительно меняющегося законодательства.

В самое ближайшее время и судейскому сообществу, и всем гражданам России предстоит осмыслить поправки к Конституции, предложенные Президентом Российской Федерации и предусматривающие совершенствование регулирования отдельных вопросов организации публичной власти, включая, безусловно, и судебную власть.

После IX Всероссийского съезда судей внесены изменения в Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и др., повышающие авторитет и независимость судебной власти. Приняты 205 федеральных законов, изменяющих и дополняющих огромное количество норм Гражданского, Трудового, Уголовного, Арбитражного процессуального, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации — документов, являющихся в силу своей кодифицированности олицетворением надежд на стабильность.

Следует отметить, что на страницах юридической печати высказываются, и порой не без основания, сомнения в необходимости отдельных поправок, вносимых в материальный или процессуальный закон. Очевидно, такие корректировки, влияющие на статус судебной власти, осуществление судопроизводства и жизнь всего судейского сообщества России, подлежат обсуждению и осмыслению на предстоящем юбилейном форуме судей России.

Далее, перед судейским сообществом поставлена важная задача — проанализировать серьезные изменения судебной системы страны в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции и, соответственно, существенным сокращением штатов судей и сотрудников судов и изменением объема судебной нагрузки.

Обращаясь к деятельности судебной системы Республики Ингушетия, являющейся составной частью общероссийской системы судов, хотел бы кратко осветить ее исторический и современный аспекты, а также назвать спе­цифические сложности, с которыми суды общей юрисдикции региона сталкивались при осуществлении правосудия и подготовке к съезду.

Суд обычного права Мехк-кхел действовал в Ингушетии с глубокой древности. Со времени принятия ингушами ислама в начале ХIХ века в Ингушетии существовали шариатские суды, государственные же суды начали формироваться здесь после добровольного вхождения ингушей в состав Российской империи. С установлением советской власти и образованием Горской автономной республики был создан единый Главсуд для всей территории. 7 июля 1924 г. республика распалась, и была образована Ингушская автономная область. 1 августа 1924 г. учрежден Областной суд Ингушской автономной области. С этого времени и начинается отсчет истории Верховного Суда Ингушетии. Учитывая историческую преемственность системы правосудия, по ходатайству президиума Верховного Суда Республики Ингушетия 6 мая 2004 г. Народное Собрание региона приняло постановление № 125, которым установило 1 августа Днем образования судебной системы Ингушетии.

В последние четыре года структура судебной системы республики подверглась изменению. Народное Собрание внесло в Государственную Думу законопроект об увеличении числа мировых судей и соответствующего им количества судебных участков в республике. Пленум Верховного Суда Российской Федерации поддержал данный законопроект, и 30 декабря 2015 г. был принят Федеральный закон № 470-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», увеличивший количество судебных участков с 19 до 23.

Назначение новых судей сопровождалось тщательным отбором кандидатов со стороны органов судейского сообщества республики. Представляется, что предъявление все более высоких требований к кандидатам на должность судьи обусловлено значительным общественным вниманием к судейскому корпусу страны: повышение требований направлено на избежание риска обнаружения и обнародования фактов биографии назначенного судьи, дискредитирующих как самого носителя судебной власти, так и принятые им судебные акты. В условиях информационного общества репутация каждого судьи влияет на совокупное уважение ко всей системе.

Таким образом, сегодня в судебную систему республики входят: Верховный, Арбитражный и Конституционный суды субъекта, 6 районных (городских) судов, 23 судебных участка мировых судей.

Суды общей юрисдикции региона работали и работают в напряженных условиях. Это обусловлено не только растущей судебной нагрузкой, необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа граждан к правосудию, но и в значительной степени сохранением высокой вероятности покушений на жизнь и здоровье судей, сотрудников судов, представителей правоохранительных органов и простых граждан, совершения террористических актов и иных общественно опасных преступлений. В новейшей истории судебной системы региона имелись многочисленные случаи посягательств на судей в связи с их служебной деятельностью: убийство двух заместителей председателя Верховного Суда республики, разбойные нападения на судей и сотрудников судов, обстрелы из гранатометов, взрывы, поджоги зданий судов и т.п. За последние три года в адрес судей, руководства Верховного Суда республики дважды поступали реальные угрозы убийством, связанные с их служебной деятельностью.

Серьезную напряженность в обществе вызвало рассмотрение судами республики ряда дел, включая дела о ликвидации религиозных и политических организаций, действовавших вопреки закону и уставу, дестабилизировавших обстановку в регионе.

Кроме того, огромный общественно-политический резонанс возник вокруг рассмотренных за последние три года многочисленных гражданских дел по искам администрации г. Магас о признании недействительными договоров аренды более тысячи земельных участков. По условиям этих договоров нечистоплотные чиновники, грубо нарушив закон, отдали в аренду на 49 лет свыше 42 гектаров земель в центре столицы республики под индивидуальное жилищное строительство.

Следует отметить, что государственность в Республике Ингушетия находится в стадии формирования в связи с имеющимися в ее истории трагическими моментами — принудительной депортацией и спустя несколько десятилетий реабилитацией большей части народа. Столь благодатная почва для исторических и политических спекуляций порождает в республике активность некоммерческих организаций, якобы отстаивающих право на историческую память, и эта активность нередко граничит с сепаратизмом. Имели место всплески общественного возмущения, спровоцированные вбросами в информационное пространство непроверенных сведений о передаче части территории Ингушетии соседнему региону. Судам пришлось столкнуться с резким ростом количества административных материалов, составленных в связи с участием граждан в несанкционированных митингах, которые в том числе повлекли серьезные беспорядки в республике и кризис в исполнительной и законодательной власти. В этих непростых условиях судам республики приходилось действовать оперативно, слаженно, обеспечивая безопасность судей и зданий судов.

Вынесенные судами общей юрисдикции акты по гражданским делам, многочисленные постановления о привлечении виновных к ответственности, предусмотренной законом, оценены судами вышестоящих инстанций как законные и обоснованные.

Необходимость работать в сложной общественно-политической и криминогенной обстановке ставит вопросы обеспечения безопасности судей, сотрудников судов, зданий судов в центр внимания судейского сообщества Ингушетии. Нужно сказать, что руководство Верховного Суда и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Совета судей страны оказывает нам значительную поддержку и помощь в их решении.

В завершение обсуждения проблем безопасности хотелось бы отметить, что, несмотря на имеющиеся трудности, моральный дух судей и сотрудников аппарата судов общей юрисдикции республики по-прежнему крепок, что позволяет им в полном объеме осуществлять свою деятельность по защите конституционных прав и свобод российских граждан. Свидетельством этому является статистика: абсолютное большинство (свыше 95%) судебных дел и материалов рассматриваются в законные сроки и с высоким качеством.

Современность ставит перед судебной властью новые вызовы. В частности, вспышка коронавирусной инфекции потребовала от нас оценить эффективность приспособления правосудия к меняющимся условиям, обратить особое внимание на сохранение здоровья судей и сотрудников судов. Полагаю необходимым обсудить на Всероссийском съезде судей вопрос о введении в процессуальное законодательство возможности приостанавливать производство по находящимся в суде делам на основании актов санитарного характера, предписывающих особый режим взаимодействия граждан. В таком случае после приостановления производства по делу суд не будет связан течением сроков рассмотрения дела и сможет свободно исходить из целей безопасности жизни и здоровья всех лиц, вовлеченных в отправление правосудия.

Также необходимо обратить внимание и на вопрос обеспечения судов в условиях изменения санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе. Представляется, что наличие в судах законсервированного оборудования (тепловизоры; бактерицидные лампы во всех судах; средства индивидуальной защиты — медицинские маски, перчатки, санитарно-гигиенические средства и т.п.), необходимого для работы судов в таких сложных условиях, позволит оперативно реагировать на изменения эпидемиологической ситуации и обеспечить бесперебойное функционирование судов и защиту жизни и здоровья судей, госслужащих и участников судопроизводства.

В завершение хотелось бы отметить, что судебная власть в современной России построена в соответствии с базовыми принципами демократического правового государства. Судьи судов общей юрисдикции Республики Ингушетия, начиная c I Всероссийского съезда судей, совместно с судейским сообществом страны принимают активное участие в судебной реформе, нацеленной как на развитие традиционных идей независимости и несменяемости судей, состязательности, гласности, равноправия сторон, так и на решение новых задач: гарантирование суверенного права России осуществлять правосудие в соответствии с собственным законодательством, предоставление судебной защиты от неправомерного поведения носителей публичных полномочий, обеспечение оперативного доступа к правосудию с учетом потребностей общества и объективных возможностей судебной системы. Нет никаких сомнений в том, что и при подготовке к юбилейному форуму судей России, и после него судейское сообщество, как и прежде, будет справляться с решением задач, которые ставят перед ним Конституция и законы нашей великой страны, на самом высоком уровне.