Одобрен законопроект о создании кассационных и апелляционных судов

На дневном пленарном заседании Госдумы депутаты рассмотрели в числе прочих проект федерального конституционного закона № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Об этом говорится на сайте нижней палаты.

С докладом выступил представитель Верховного Суда Российской Федерации Виктор Момотов. По его словам, необходимость создания структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции «обусловлена высокими стандартами независимости судей и объективности при отправлении правосудия». В. Момотов напомнил, что в настоящее время областные и приравненные к ним суды выступают в качестве судов апелляционной инстанции по отношению к судебным постановлениям, принятым по первой инстанции районными. При этом в кассационном порядке постановления проверяются президиумами тех же судов. Кроме того, судебные коллегии названных судов рассматривают в качестве суда первой инстанции некоторые наиболее значимые или сложные дела.

Законопроектом предлагается выделить апелляционную и кассационную инстанции в отдельные суды, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же субъекте, и тем более в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Соответственно, кассационный суд общей юрисдикции будет вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, а апелляционный — вышестоящей инстанцией по отношению к судам субъектов.

Документом предусматривается создание девяти кассационных и пяти апелляционных судов.

Как отметил в содокладе председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, введение подобной системы направлено на защиту граждан, более того, сейчас обеспечена прозрачность и доступность судов для граждан благодаря повсеместно установленной системе видеотрансляции, что позволит минимизировать региональное вмешательство. «Безусловно, на реализацию законопроекта потребуются определенные средства, но самое дорогое — это дешевое правосудие», — признал он.

Отвечая на вопросы коллег, П. Крашенинников пояснял детали внесенных изменений в четыре федеральных закона, сообщил, что ко второму чтению будут предложены поправки, касающиеся месторасположения новых судов, срока начала их функционирования, механизма передачи дел, назначения новых судей.

Признавая проблемы в судебной системе, представитель Верховного Суда Виктор Момотов подчеркивал, что не видит проблем в независимости принятия решений, задача стоит в обеспечении единообразия по всей стране, в обобщении правовой практики, а также сообщил, что сейчас в Верховном суде созданы рабочие группы по подготовке подзаконных актов.

Законопроект принят в первом чтении единогласно.

Партнеры:

  • Российское агентство правовой и судебной информации
  • ООО "РПС"
  • Компания «Консультант Плюс»
  • РОС
  • Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»