Передача споров в международный арбитраж невозможна без ратификации договора – КС РФ

25 декабря 2020 года Конституционный Суд опубликовал Определение по ходатайству Правительства РФ об официальном разъяснении Постановления КС РФ от 27 марта 2012 года № 8-П.

Постановление КС РФ было принято по жалобе Игоря Ушакова из Читы, которому таможня пересчитала уже уплаченную пошлину с учетом более высоких ставок, предусмотренных временно применявшимся в тот момент Соглашением о Таможенном союзе. В этом Постановлении КС РФ признал не противоречащим Конституции РФ пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в части, допускающей временное применение до вступления в силу международного договора Российской Федерации. КС РФ указал, что содержащееся в нем положение не предполагает возможности применения такого международного договора в Российской Федерации без его официального опубликования.

Правительство полагает, что данное истолкование на практике «может необоснованно пониматься как допускающее временное применение международного договора в части согласия Российской Федерации на передачу споров с иностранными инвесторами на рассмотрение международного арбитража». В России не принят федеральный закон, санкционирующий передачу данных суверенных прав международному арбитражу, и Правительство не вправе отдавать споры иностранных инвесторов международному арбитражу, так как не обладает полномочиями по изменению компетенции российских судов.

КС РФ напомнил, что подписываемые от имени Российской Федерации международные договоры нередко одновременно затрагивают вопросы, которые в качестве предмета регулирования относятся к полномочиям как исполнительной, так и законодательной власти. Применительно к полномочиям законодательной власти речь может идти как о тех отношениях, которые полежат законодательному регулированию, но могут быть урегулированы другими органами, так и о тех, которые вследствие прямого указания Конституции РФ, регулируются только законом. Предписание статьи 47 (часть 1) Конституции РФ об определении компетентного суда именно законом не предполагает временного применения положений международных договоров Российской Федерации, изменяющих подсудность споров, без принятия федерального закона об их ратификации. Следовательно, в этой части подписанный Правительством международный договор может стать обязательным для Российской Федерации только после его ратификации федеральным парламентом.