Новости

«Признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Романова Николая Александровича...»

Прошло более ста лет с того времени, как государь император Николай II и члены Российского императорского дома были подвергнуты политическим репрессиям и расстреляны.

1 декабря 2005 г. главой Российского императорского дома великой княгиней Марией Владимировной Романовой в Генеральную прокуратуру Российской Федерации было подано заявление с просьбой о реабилитации последнего российского императора и членов его семьи.

Судья Верховного Суда РФ, профессор кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Елена Пейсикова посвятила своей очерк истории реабилитации членов царской семьи, расстрелянных 17 июля 1918 г. в Доме особого назначения в г. Екатеринбурге по решению Президиума Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (органа государственной власти).

В материале автор приводит доказательства, подтверждающие применение политических репрессий в отношении Николая II и членов его семьи.

В 2008 году Верховный Суд Российской Федерации признал, что Н.А. Романов, члены его семьи были подвергнуты политическим репрессиям и в связи с этим подлежат реабилитации.

Президиум Верховного Суда РФ указан на то, что по смыслу статьи 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» условием восстановления в правах является применение политических репрессий не только по решению судебных или других органов, наделявшихся судебными функциями.
«Закон, раскрывая содержание политических репрессий, не связывает возможность реабилитации лица, подвергнутого политическим репрессиям, с обязательным соблюдением в отношении него судебной или квазисудебной процедуры, предусматривая и внесудебный, а именно административный, порядок применения репрессивных мер», — отмечает Елена Пейсикова.
Толкуя положения статей 1, 3 Закона о реабилитации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации признал, что применение государством по политическим мотивам таких мер, как лишение прав, свободы и жизни на основании решения внесудебного государственного органа, также следует рассматривать как применение политических репрессий.
Елена Пейсикова заключает: «Романовы были лишены жизни не в результате совершения кем-либо уголовного преступления, они содержались под стражей и были расстреляны от имени государства. Применение такой репрессивной меры было обусловлено тем, что бывший российский император, его супруга и их дети — члены Российского императорского дома, с точки зрения органов государственной власти, по классовым, социальным и религиозным признакам представляли опасность для Советского государства и политического строя».