ПМЮФ

ПМЮФ-2025: способен ли климат изменить право?

Роль климатической повестки в международных правовых и экономических отношениях возрастает с каждым годом, затрагивая все уровни: международный, национальный и корпоративный. При этом разнообразие вариантов развития механизмов климатического регулирования порождает серьезные правовые неопределенности, могут возникать коллизии национального права и международных обязательств. Под предлогом борьбы с изменением климата все чаще вводятся торговые и неторговые барьеры, способные оказать серьезное влияние на торговую конкурентоспособность целого ряда отраслей российской экономики.

России важно предлагать собственные решения, которые не только снизят экспортные риски от таких механизмов, но и позволят достичь ключевых национальных стратегических целей в долгосрочной перспективе.

На площадке XIII Петербургского международного юридического форума участники сессии «Способен ли климат изменить право?» обсудили вопросы:
  • Как обеспечить адаптивность национальной климатической политики к изменениям международного нормативно-правового поля, минимизируя риски для экономики и внося значимый вклад в борьбу с изменением климата?
  • Как сохранить темпы экономического роста, достигая углеродной нейтральности?
  • Как легализовать российские углеродные единицы на внешних рынках?
  • Какова позиция России по трансграничным углеродным механизмам?
  • Каковы перспективы оспаривания на площадке ВТО и возможные альтернативные подходы в методологиях расчета платежей?

Модератор:
  • Иван Жидких, Ответственный секретарь комитета по климатической политике и углеродному регулированию, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)

Спикеры:
  • Денис Абдрахманов, Директор центра правовых инициатив, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)
  • Ирина Бахтина, Заместитель генерального директора по устойчивому развитию, En+ Group
  • Роман Ишмухаметов, Старший юрист, Юридическая фирма «Меллинг, Войтишкин и партнеры»; председатель комитета по устойчивому развитию, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ)
  • Владимир Лукин, Партнер, Группа по оказанию услуг в области операционных рисков и устойчивого развития Kept
  • Мария Мажорина, Проректор по стратегическому и международному развитию, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
  • Екатерина Спиридонова, Заместитель руководителя дирекции по связям с органами государственной власти и международной деятельности, АО «ОХК «УРАЛХИМ»
  • Марк Энтин, Заведующий кафедрой интеграционного права и прав человека, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России); вице-президент, Российская ассоциация международного права

Современная климатическая повестка требует новых подходов в правовом регулировании, где важно найти баланс между экономическими интересами и экологическими обязательствами. Необходимо обеспечить адаптивность национальной политики к изменениям международного законодательства, при этом минимизируя риски для бизнеса в целях сохранения конкурентоспособности российской экономики. Создание единой системы учета выбросов парниковых газов и оценка их воздействия на окружающую среду могут стать основой для эффективного климатического мониторинга и регулирования. Важно также учитывать позитивное экологическое воздействие бизнеса, которое сегодня остается без должного внимания со стороны законодательства. Формирование климатического права как отдельной отрасли требует разработки общего понятийного аппарата, что позволит создать прозрачные и последовательные правила игры для всех участников рынка.

Ирина Бахтина отметила, что для бизнеса важно прогнозирование и понимание будущего, чтобы избежать расточительного инвестирования:
«Для бизнеса самое главное — понимание того, куда мы движемся, прогнозирование. Мы инвестируем, не хотим просто разбрасывать деньги; они очень дороги в текущем контексте. И поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы была какая-то предсказуемость».
Иван Жидких указал на то, что необходимо определить общее целеполагание, прежде чем создавать нормативную базу:
«В вопросе, способен ли климат изменить право или право изменить климат, мы пришли скорее к тому, что сначала нужно определить общее целеполагание – что мы делаем и зачем, – а затем уже под это формулировать нормативную базу».
Ирина Бахтина обратила внимание на то, что необходимость учета экологии при построении экономики: «Построить экономику, не учитывая то, как мы используем природные ресурсы и окружающую среду, невозможно».

Иван Жидких констатировал неэффективность национальных климатических целей в рамках Парижского соглашения: «Цели стран в рамках Парижского соглашения в основном не выполняются, они разобщены и в совокупности не позволяют достичь целей, заложенных в Парижском соглашении».
«У нас бизнес — это природа пользователя и загрязнителя. Где-то вы как бизнес, который представляете, оказываете положительное воздействие, восстанавливая экосистемы, приумножая природный капитал, сохраняя целые популяции биологических видов, восполнив водные биологические ресурсы. Сегодня это никак не учитывается законодательством, также это граничит с благотворительностью», — сказала Ирина Бахтина.
Говоря о неопределенности понятийного аппарата при формировании климатического права, Екатерина Спиридонова отметила:
«Правила игры, единые для всех, до сегодняшнего дня не созданы. Если мы сейчас пофантазируем и представим, что у нас есть климатическое право как отдельная отрасль, то, наверное, на стадии становления нужно бы создать общий понятийный аппарат. Указать в нем, что такое, например, углеродные единицы».
«В чистом воздухе можно было бы учитывать выбросы СО2. Мы своими технологиями, которые направлены на снижение таких веществ, как бензопирен, фториды, пыль, оксиды серы, имея эти климатические эффекты, можем это учитывать, если это будет касаться совокупности выбросов – мы будем рады. Мы считаем, что регуляторика должна быть умнее и более последовательной», — сказала Ирина Бахтина.
Иван Жидких рассказал об оценке эмиссии парниковых газов с помощью климатического мониторинга:
«В России был реализован первый этап важнейшего инновационного проекта государственного значения по созданию российской системы климатического мониторинга. Он дал интересные и важные результаты с точки зрения оценки нетто-эмиссии парниковых газов Российской Федерации, сократив эту оценку примерно в два раза, что достаточно важно для позиционирования страны на международном уровне».
Журнал «Судья» — информационный партнер XIII Петербургского международного юридического форума.

Фото: Фонд Росконгресс