Новости

Конференция «Медиация: опыт настоящего. Перспективы будущего»: трудности исполнения решений суда по семейным спорам с участием несовершеннолетних детей

20 сентября 2021 года в рамках IV Международной практической конференции «Медиация: опыт настоящего. Перспективы будущего» состоялась панельная дискуссия «Трудности исполнения решений суда по семейным спорам с участием несовершеннолетних детей». 

Организаторами и модераторами панельной дискуссии выступили заместитель главного редактора журнала «Судья» Елена Поворова и директор Академии стратегических инициатив Александр Сухотин, экспертами – представители Президиума Совета судей Российской Федерации, судьи высших региональных судов, Министерства социальных отношений Челябинской области, сотрудники органов опеки и попечительства, психологи, медиаторы и адвокаты. 

Участники проанализировали примеры из практики – немедиабельные конфликты по вопросам о месте жительства ребенка и порядке общения с ребенком, разрешение которых возможно в силу различных причин исключительно в судебной плоскости. После разрешения судом спора при наличии высококонфликтных отношений между сторонами далее на основании исполнительного документа возбуждается исполнительное производство, участником которого становится ребенок (при этом субъектом исполнительного производства ребенок не является, права ребенка и корреспондирующие к ним обязанности судебного пристава-исполнителя по соблюдению данных прав на стадии исполнительного производства в законе не закреплены). 

В ходе дискуссии участники единогласно поддержали следующие предложения и инициативы: 

– необходимо предусмотреть обязательность привлечения специалиста – детского психолога при передаче и отобрании ребенка для оказания содействия приставу в правильном и своевременном исполнении в полном объеме предписаний, содержащихся в исполнительном документе. Вместе с тем, как отметил Александр Сухотин, данные психологи должны владеть специальными знаниями – то есть понимать, с какой целью они привлекаются, какие задачи решают, знать свои права, обязанности и ответственность, владеть методологией проведения исследования, иными необходимыми компетенциями. Сама по себе формулировка законодателя о том, что привлекается детский психолог, указывает на то, что привлеченный специалист работает именно с ребенком – выясняет его мнение, устанавливает причины такого мнения, чем обусловлено выявленное психологическое отношение к взыскателю, дает иные рекомендации в отношении работы с ребенком; 

– участники обратили внимание на необходимость закрепления на законодательном уровне процессуального статуса сотрудника органа опеки и попечительства. Приставы привлекают орган опеки к исполнительным действиям по передаче и отобранию ребенка в соответствии с ч. 1 ст. 109.3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», однако, поскольку не определен процессуальный статус (а равно права, обязанности и ответственность сотрудника органа опеки на стадии исполнительного производства), то никаких вопросов перед органами опеки не ставят, их участие сводится к формальному проставлению подписи, подтверждающей факт участия, в акте о совершении исполнительных действий. Вместе с тем на орган опеки и попечительства государством возложена функция по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних (в том числе, в ситуации семейных споров при раздельном проживании их родителей), следовательно, и на стадии исполнительного производства они должны сохранять свою юридическую заинтересованность в выполнении той же функции, а именно должны осуществлять контроль над тем, чтобы права ребенка были защищены посредством реализации вынесенного в его интересах судебного акта. В противном случае у некомпетентных экспертов и правоприменителей возникает необоснованное желание отнести орган опеки и попечительства к категории лиц, которые оказываются содействие судебному приставу исполнителю (в принципе, при наличии достаточного количества монографий и разъяснений в научной литературу аналогичные процессуальные ошибки допускаются и на стадии судебного процесса, когда орган опеки указывается представителями сторон в качестве третьего лица, в то время как он является органом, привлекаемым судом в соответствии со ст. 47 ГПК РФ); 

– участники панельной дискуссии единогласно поддержали предложение о необходимости создания психологических центров для возможности сопровождения установленных судом адаптационных периодов, в ходе которых будет осуществляться коррекция детско-родительских отношений (направленная на восстановление позитивного психологического отношения у ребенка к взыскателю в ситуации конфликта между сторонами). Предложение ранее было озвучено и поддержано профильными ведомствами на круглом столе, который был проведен 2 марта 2020 года Академией стратегических инициатив при содействии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России; аналогичное предложение было выдвинуто судьями Пермского краевого суда на круглом столе, который состоялся на базе Калининградского областного суда 9 сентября 2021 года. Согласно обсуждению участников, психологические центры помощи семье и детям уже существуют в регионах и подведомственны региональным Министерствам соцзащиты, в них необходимо создать специально оборудованные комнаты, а также провести обучение психологов. Участники высказали идею о реализации пилотного проекта по созданию такой службы сопровождения на территории Краснодарского края. Без сопутствующего сопровождения и психолого-коррекционной работы с ребенком исполнительные производства, в которых предполагается участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, не могут быть исполнимыми, часто приводят к усугублению конфликта, негативно сказываются на психологическом благополучии ребенка; 

– участники пришли к выводу о том, что и у судебных приставов-исполнителей, которые осуществляют исполнение судебных решений и постановлений, связанных с воспитанием детей, должна быть специализированная подготовка, предполагающая наличие необходимых психологических и медиативных компетенций, знание организационно-правовых основ и специфики исполнения данной категории исполнительных производств. Возможно создание специализированных отделов внутри региональной службы судебных приставов. Достаточно интересной является прозвучавшая от судей идея о том, что при совершении исполнительных действий с участием детей судебный пристав-исполнитель мог бы находиться не в форменной одежде для создания дружественной атмосферы. 

Также спикерами и участниками обсуждались вопросы, направленные на укрепление взаимодействия органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, об обязательном закреплении на законодательном уровне необходимости направления сторон перед обращением в суд на предварительную информационную встречу с медиатором, о доступности проведения процедур медиации и иных актуальных вопросах в сфере сопровождения семейных конфликтов, связанных с воспитанием детей. Обобщенные предложения участников панельной дискуссии будут направлены организаторами конференции в профильные ведомства.