Новости

Выступление председателя Совета судей РФ Момотова В.В. на семинаре-совещании председателей советов судей судов и советов судей субъектов РФ 29 марта 2022 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

 

После нашей прошлой встречи произошло много событий в общественной, политической и экономической жизни, которые прямо или косвенно затронули работу судебной системы и нас с вами. Пандемия, связанная с распространением коронавирусной инфекции, перенесла нашу работу в виртуальное пространство, создала между нами физическую дистанцию, которую мы преодолевали путем актуализации и расширения использования информационных технологий. После снятия коронавирусных ограничений часть цифровых и программных решений, как прогрессивных и экономически эффективных, останутся с нами и станут неотъемлемой частью нашей профессиональной деятельности. Однако в скором времени могут возникнуть новые вызовы, в частности, связанные с экономической составляющей, с которыми мы, как и ранее, будем справляться совместными усилиями.
Открывая семинар-совещание, хотелось бы осветить некоторые результаты и направления работы органов судейского сообщества в текущем периоде. Как вам известно, проведение Х Всероссийского съезда судей намечено на 2022 год. Идет подготовка итогового документа, комиссиями завершается подготовка соответствующих информационных сборников, утвержден юбилейный знак Х Всероссийского съезда. Состоялись все конференции, в данный момент проходит актуализация списков делегатов на съезд, а также их перевыборы в случае необходимости. Кроме того, будут проведены довыборы кандидатов в органы судейского сообщества, о чем Президиум Совета судей РФ вас уведомит.

Подготовка к съезду находится на завершающем этапе. Стоит отметить, что проведение съезда совпадает с большой юбилейной датой − 100-летием Верховного Суда РФ, данные мероприятия планируется провести совместно. В связи с этим прошу вас ответственно со своей стороны отнестись к подготовке данных мероприятий, направлять в срок свои предложения по совершенствованию работы судебной системы и органов судейского сообщества в Совет судей РФ. 

Региональные советы судей являются интегративными инструментами судейского сообщества, так как объединяют в себе все элементы судебной системы (и мировую юстицию, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды, а также Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ). Такая интегративная роль является важной для формирования единства в работе, приверженности единым целям и направлениям в деятельности и развитии судебной системы.

В связи с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции завершается процесс создания советов судей в этих судебных инстанциях с последующим включением в структуру органов судейского сообщества. К сожалению, не во всех апелляционных и окружных арбитражных судах созданы советы судей, а сделать это необходимо в соответствии с изменившимся законодательством, связанным с дисциплинарной ответственностью. Хочу отметить, что все судейское сообщество за прошедший период успешно справлялось с задачами и вызовами, активно участвовало в проводимой Верховным Судом судебной реформе, а в моменты кризиса становилось еще более сплоченным и единым в своей работе.

Роль советов судей как публичной юридической корпорации повышается и в свете текущих событий, вынуждающих нас работать в новых, крайне сложных и напряженных в социальном плане условиях. Поэтому мы, как представители всего судейского корпуса, должны в первую очередь предъявлять высокие требования к самим себе.

Несмотря на громадную позитивную составляющую в работе органов профессионального судейского сообщества, не могу обойти вниманием, на мой взгляд, негативную тенденцию, которая складывается в последние годы в некоторых субъектах Российской Федерации, а если говорить точнее, то в 5 субъектах, которая состоит в некотором слиянии органов профессионального сообщества, прежде всего советов судей, и организационно-управленческой структуры в лице председателей судов. Я говорю о тех случаях, когда председатели судов одновременно избираются председателями региональных советов судей.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в 2019 году вступили в силу важные изменения в законодательство об органах судейского сообщества, которыми была усилена роль органов судейского сообщества в вопросах инициирования дисциплинарного производства, основанием для которого теперь, прежде всего, являются обращения непосредственно граждан и организаций, а также Совета судей РФ и региональных советов судей. Были исключены полномочия председателей судов по направлению представлений о досрочном прекращении полномочий судей в связи с совершением ими дисциплинарных проступков. Кроме того, председатели судов утратили право не согласиться с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидата к назначению на судейскую должность.

Системное толкование названных новелл однозначно указывает на необходимость обеспечить независимость, объективность, открытость органов судейского сообщества при рассмотрении обращений граждан и организаций. Расширение полномочий советов судей служит цели укрепления самоуправляемости судейского сообщества, что повышает стандарты независимости судей.

При всем уважении к таким руководителям советов судей необходимо отметить, что авторитета это им не добавляет, а, скорее, наоборот, такая тенденция способствует выхолащиванию содержания саморегулирования профессии судьи, снижает потенциал совета судей как независимого и самостоятельного органа судейского сообщества и противоречит сущности установленных вышеназванным законом ограничений. Как представляется, эту ситуацию необходимо поправить, а тенденцию пресечь. Органы судейского сообщества должны быть примером реализации принципов, относящихся к судебной системе, и не давать поводов для умаления авторитета судебной власти. 
Следующий важный вопрос, который в равной степени касается всех советов судей, относится к финансированию судебной системы, особенно мировой юстиции. В сложившейся сегодня непростой обстановке необходимо приложить все усилия для обеспечения стабильной и эффективной работы судебной системы, в том числе активизировать работу советов судей по взаимодействию с региональными законодательными и исполнительными органами власти.

В прошлом году, как и ранее, Совет судей поднимал вопрос о финансировании работы мировых судей, а именно о материально-техническом обеспечении и об оплате труда аппарата мировых судей, которые находятся в ведении и осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей» усилил позицию органов судейского сообщества в части вопроса финансирования мировой юстиции, существенно повысил гарантии недопустимости уменьшения объема такого финансирования, выделенного на обеспечение деятельности мировых судей.
Советом судей РФ была проанализирована практика реализации советами судей названного закона, и можно сделать несколько ключевых выводов.

Все региональные советы судей задействованы в работе по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей, в том числе путем активного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти субъектов. Советы судей уже сталкивались с попытками региональных властей снизить расходы на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей и занимали активную позицию по отстаиванию прежнего уровня финансирования.

Также на практике мы увидели, что успешность решения подобных вопросов часто зависит от сложившихся отношений между председателем суда, советом судей и региональными органами власти: если рабочие отношения выстроены на взаимопонимании и конструктивности, то и с финансированием мировой юстиции трудностей не возникает. Например, в Орловской и Амурской областях удается не только не допускать снижения финансирования, но и увеличивать его для целей повышения платы труда работников аппарата мировых судей и проведения технической модернизации мировой юстиции. 
Естественно, обратная ситуация наблюдается в регионах, где нет должного взаимодействия между судейским сообществом и исполнительными органами власти субъекта, что приводит к снижению гарантий обеспечения деятельности мировой юстиции. Так, советами судей Владимирской, Кемеровской, Сахалинской областей, Забайкальского края, республик Ингушетия, Марий-Эл, Хакасия и Крым было заявлено о проблеме недостаточного финансирования мировой юстиции своего региона. Ситуация, которая нас особенно удивила в плохом смысле, сложилась в Еврейской автономной области, где финансирование затрат на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в 2022 году снизилось и составило чуть более половины от необходимого. В таком случае вообще возникает вопрос: а каким образом мировые судьи должны выполнять свои функции без необходимого материального обеспечения?
Я перечислил далеко не все регионы, где возникают трудности с обеспечением региональными властями условий для отправления правосудия мировыми судьями. Совет судей РФ неоднократно указывал на недопустимость тенденции по снижению уровня обеспечения мировых судей и работников аппарата необходимыми ресурсами, так как это приводит к ухудшению качества и эффективности работы мировой юстиции. Со своей стороны мы поддерживаем разработку и принятие на федеральном уровне единых финансовых и материально-технических стандартов обеспечения деятельности мировых судей для обязательного учета при формировании бюджета субъекта Российской Федерации.

Пока таких стандартов нет, ответственность за финансирование мировой юстиции лежит не только на региональных органах власти, но и на нас с вами. Понимая, что региональным советам судей далеко не всегда удается донести и отстоять потребности и интересы мировых судей, прошу вас, уважаемые коллеги, при исчерпании всех возможностей взаимодействия на региональном уровне обращаться в Совет судей Российской Федерации. Такую проблему нельзя оставлять нерешенной, а значит, в таких случаях будем решать ее на федеральном уровне.

Частично с проблемой финансирования судебной системы связана еще одна важная тема − нехватка кадров и высокая текучесть сотрудников аппаратов судов. Это давно стало негативной тенденцией, которая из года в год сопровождает судебную систему. Высокая нагрузка и несоответствующая ей оплата труда снижают заинтересованность юристов в том, чтобы идти работать в аппарат суда или надолго там задерживаться. Но эти причины необходимо рассматривать в совокупности с главным и корневым источником проблемы.
Во многих странах работа в аппарате суда − это отдельная профессия, не пересекающаяся по своей карьерной траектории с судейской, со своей системой социального, профессионального лифтов, с достойной заработной платой, зависящей от компетенции и выслуги лет, и хорошим социальным пакетом. Для нашей страны характерны высокие требования и квалификации, крайне низкая оплата труда, особенно в низовом сегменте судов, в сочетании с высокой нагрузкой. Карьерные перспективы крайне низкие. В отсутствие материальных стимулов единственным мотивом остается только перспектива судебной карьеры. Такое отношение к роли аппарата суда и приводит к тому, что его интересы на должном уровне не учитываются и не гарантируются.
Давно пора признать, что аппарат суда − это неотъемлемая часть судебной системы, в отправлении правосудия он играет такую же незаменимую роль, как и судьи. Исходя из этого и статус, и гарантии, и оплата труда должны быть соответствующими, иначе качество и эффективность правосудия могут пострадать, что является недопустимым.

Еще в 2017 году судейским сообществом и Верховным Судом был разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О государственной судебной службе в Российской Федерации». Этот закон и должен стать основой единой профессиональной среды аппарата суда, создать условия, при которых работа в судебном аппарате будет рассматриваться как самодостаточный вид профессиональной деятельности. К сожалению, Правительство РФ пока не поддерживает данную инициативу, но работа продолжится, и мы надеемся на позитивное разрешение и принятие закона в ближайшей перспективе.

Комиссией Совета судей по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов к Х Всероссийскому съезду судей были подготовлены предложения, направленные на улучшение материального обеспечения работников аппаратов судов. В их числе: увеличение продолжительности отпуска, медицинское страхование служащего судебной службы и членов его семьи, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности, оплата санаторно-курортного лечения работников и иные социальные гарантии.

Также в настоящий момент на рассмотрении в Государственной Думе находятся разработанные судейским сообществом законопроекты о совершенствовании деятельности администраторов судов, а также законопроекты, регулирующие вопросы обеспечения мантиями и служебным обмундированием судей, работников аппаратов судов судебной системы Российской Федерации и системы Судебного департамента при Верховном Суде. Законопроекты уже приняты в первом чтении и после доработки и окончательного принятия дополнят правовую базу по совершенствованию работы аппарата суда и статуса судей.

Создание всех условий для обеспечения независимости судебной системы и возможностей качественного отправления правосудия − задача государства. Поэтому в преддверии Х Всероссийского съезда судей считаю необходимым еще раз это отметить.
Советам судей свойственны не только представительские, но и регуляторные функции. Деятельность Совета судей РФ и советов судей субъектов РФ носит системный характер, включающий различные формы индивидуального воздействия на правоотношения в таких формах, как: заключения, постановления, консультирование по вопросам предупреждения коррупции, соблюдения этических норм, предупреждения конфликтов интересов.
Особую роль в регуляторном процессе играют заключения Комиссии по этике. В своей работе комиссия не только дает ответы индивидуального характера на вопросы судей, но и формирует единые подходы к допустимому и недопустимому поведению судьи, способствует укреплению правового положения и статуса судей. Мы знаем, что принцип независимости является одним из ключевых для обеспечения качественного правосудия. И несмотря на большое количество законом установленных гарантий и правил, судья не всегда имеет ту степень защиты, которая требуется для обеспечения такой независимости.
Советы судей через комиссии по этике должны иметь выверенную позицию в вопросах, напрямую относящихся к деятельности судей. Судья должен знать рамки, которые для него установлены, они не должны быть размытыми, и внутри них он должен быть спокоен и свободно действовать. Закон и совесть − вот что должно руководить судьей в первую очередь, а не дамоклов меч, ставящий вопросы этики и допустимого поведения в режим неопределенности.

Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ в процессе своей деятельности также проводят информационно-консультативную работу по таким вопросам, как соблюдение Кодекса этики, недопущение конфликта интересов, и многим другим.
Так, например, Комиссией Совета судей по вопросам организационно-кадровой работы в рамках рабочей группы проводится работа по выявлению и устранению неясностей в толковании существующих в настоящее время нормативных положений о привлечении судей в отставке в качестве судебных примирителей. Как вы знаете, институт судебного примирения является новым для правовой системы России, и после его введения и начала реализации возникают вопросы, в том числе и у судей, об организации, возможностях действий судьи в рамках процедуры и так далее. Мы внимательно рассматриваем все замечания и предложения и в необходимых случаях оперативно консультируем.
Деятельность дисциплинарной комиссии Совета судей также необходимо рассматривать более широко. Кроме рассмотрения жалоб и обращений, число которых за пять лет приближается к трем тысячам, комиссия формирует важную практику, благодаря которой требования к поведению судей приобретают более осязаемую и конкретную форму.
Это творческая составляющая нашей работы и в отличие от привычных и рутинных обязанностей требует от нас повышенного внимания и ответственности. Формальный и отстраненный подход здесь неуместен.

Совет судей РФ уделяет внимание совершенствованию работы не только судов, но и органов судейского сообщества. В октябре 2021 года по инициативе Совета судей РФ состоялся семинар-совещание секретарей советов судей кассационных, апелляционных судов общей юрисдикции, судов субъектов Российской Федерации. Обсуждались такие вопросы, как организация делопроизводства, ведение официальной интернет-страницы сайта совета судей, взаимодействие советов судей с органами судейского сообщества региона, а также региональными органами власти многие и другие. Ведется работа над проектом типового положения о секретаре совета судей субъекта Российской Федерации, суда судебной системы Российской Федерации. Единые для всех положения и требования будут способствовать единству органов судейского сообщества и повышению эффективности работы.

В рамках реализации Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы продолжается деятельность по формированию нового этапа открытости судебной власти при информационном взаимодействии с гражданским обществом.
В 2021 году состоялся первый Всероссийский онлайн-марафон «Пресс-день судов», в котором приняли участие представители органов судейского сообщества, председатели и работники судов, управлений Судебного департамента, журналисты федеральных и региональных средств массовой информации. Подобные мероприятия позволяют обмениваться лучшими практиками, консолидировать усилия при выстраивании единой политики в сфере информирования и взаимодействия с институтами гражданского общества.

Кроме того, представители судейского сообщества ежегодно принимают участие в Форуме журналистики «Вся Россия». В прошлом году особое внимание на форуме уделялось вопросам повышения открытости и доступности правосудия, профессионального освещения работы судов, формирования правосознания и повышения правовой культуры граждан, укрепления доверия к судебной власти. Участники выразили мнение, что суды, особенно при рассмотрении резонансных дел, должны быть первоисточником достоверной информации для СМИ и граждан, в том числе не ждать вопросов, а самим готовить и предоставлять полное и доступное для понимания информационное освещение дел.

Необходимо повышать и уровень профессионализма пресс-служб судов. Осенью 2021 года состоялся вебинар на тему «Популяризация деятельности судов на примере положительного опыта пресс-служб регионов». Также проводился Всероссийский конкурс пресс-служб районных (городских) и гарнизонных военных судов субъектов Российской Федерации. Конкурс проводился по итогам работы с 2016 по 2020 год в двух номинациях «Лучший реализованный проект» и «Лучшая организация работы со средствами массовой информации».

Говоря об информационный открытости в части освещения деятельности судов и органов судейского сообщества, нужно помнить о необходимости обеспечения информационной безопасности. Нас беспокоит ситуация, связанная с повышением частоты кибератак, которые приводят в том числе к сбоям в работе сайтов судов и советов судей, мешают гражданам оперативно узнавать информацию о назначенных заседаниях, движении дел и так далее. Требуется прилагать максимум усилий по недопустимости дестабилизации работы судебной системы, ее информационных систем и ресурсов.

Комиссия по информатизации и автоматизации работы судов совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде прилагают большие усилия по информатизации и автоматизации работы судов, и актуальным в сложившейся ситуации, на мой взгляд, является выделение отдельного направления по безопасности информационных систем и защите данных. Через автоматизированные системы проходит огромное количество информации, персональных данных, потеря или неправомерное разглашение которых могут нанести ущерб не только судебной системе, но и гражданам и организациям.
Как уже было ранее отмечено, мы продолжаем подготовку к Х Всероссийскому съезду судей, Комиссией Совета судей по совершенствованию законодательства были подготовлены предложения по совершенствованию отправления правосудия, которые будут учтены Верховным Судом в рамках подготовки предложений по совершенствованию процессуального законодательства. В Верховном Суде уже создана рабочая группа, в которую мы также направим консолидированные предложения от судов и региональных советов судей. 

Заканчивая свое выступление, хочу особо обратить внимание на роль судей и органов судейского сообщества в сложившееся непростое время, когда условия окружающей действительности изменяются столь стремительно, что законодательные органы власти не успевают оперативно реагировать и формировать правовую базу в том числе для нашей с вами работы.

Хочу вам напомнить одну выдержку из Циркуляра морского технического комитета от 29 ноября 1910 года № 15, которая гласит, что «никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и с пользой для дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения». Эта емко сформулированная универсальная обязанность может адресоваться и любому лицу, исполняющему государственные обязанности.

В связи с этим судебная система в лице каждого судьи должна направить все усилия на обеспечение и защиту прав и свобод человека через реализацию своего главного предназначения − отправления правосудия.