Новости

Выступление Вячеслава Лебедева в рамках пленарного заседания Совета судей РФ 24 мая 2022 года

Уважаемые участники пленарного заседания Совета судей

Российской Федерации!


В 2022 г. судами Российской Федерации продолжена работа по осуществлению правосудия с хорошим качеством и с соблюдением разумных сроков судопроизводства.

В первом квартале этого года по первой инстанции судами рассмотрено 5 млн. 781 тыс. гражданских дел, 395 тыс. экономических споров, 1 млн. 47 тыс. административных дел, 175 тыс. уголовных дел в отношении 176,3 тыс. лиц и 2 млн. 88 тыс. дел об административных правонарушениях.

Судебная нагрузка превысила объем работы судов за аналогичный период прошлого года на 832 тыс. дел или на 10%.

В период пандемии возросла востребованность электронных ресурсов судебной системы Российской Федерации, и в настоящее время эта тенденция сохраняется.

С января по апрель этого года включительно в электронном виде в суды подано 1 млн. 817 тыс. процессуальных документов – на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Количество запросов пользователей к ГАС «Правосудие» превысило 4 млрд.

С использованием видеоконференц-связи проведено 164 тыс. судебных заседаний.

За 4 месяца этого года с использованием веб-конференции проведено 142,5 тыс. судебных заседаний.

Необходимо дальнейшее расширение применения электронных технологий в сфере правосудия, в том числе в целях перевода судебных архивов в электронную форму и направления извещений о времени и месте судебного заседания посредством электронной почты, учитывая, что в прошлом году расходы судебной системы России на почтовые отправления составили 7 млрд. 900 млн. руб.

Верховным Судом Российской Федерации поддерживаются предложения о предоставлении права участвовать в судебных заседаниях по видеоконференц-связи всем участникам уголовного судопроизводства и о дополнении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положениями о возможности подачи процессуальных документов, направления повесток и уведомлений посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг либо Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

К числу приоритетных направлений совершенствования судопроизводства относится оптимизация судебной нагрузки, которая в то же время не должна приводить к снижению уровня правовой защищенности граждан и бизнеса.

Судами общей и арбитражной юрисдикции в целом поддержано предложение о законодательном закреплении перечня категорий дел, не представляющих особой сложности, по которым мотивировочная часть судебного решения будет составляться только по заявлению участника судопроизводства и при подаче апелляционной жалобы – к их числу могут быть отнесены дела о взыскании задолженности по договорным обязательствам.

Кроме того, учитывая, что в настоящее время обязательное аудиопротоколирование судебных заседаний обеспечивает объективную и полную фиксацию судебного разбирательства, предлагаю Вам, уважаемые коллеги, обсудить возможность исключения необходимости составления протоколов судебных заседаний в письменной форме в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве.

В связи с высокой эффективностью института приказного производства предлагается повысить размеры сумм, подлежащих взысканию в приказном порядке в гражданском и арбитражном судопроизводстве, до 1 млн. руб.

В целях заблаговременного информирования должника о предмете и основаниях предъявленных к нему требований в гражданском судопроизводстве предлагается возложить на взыскателя обязанность направить должнику копию заявления о выдаче судебного приказа.

Представляется целесообразным повысить суммы исковых требований, которые рассматриваются в упрощенном порядке, до 500 тыс. руб. в гражданском судопроизводстве, а в арбитражном судопроизводстве – до 800 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и до 1 млн. 600 тыс. руб. для организаций.

Верховным Судом Российской Федерации подготовлены предложения по совершенствованию административного судопроизводства, в том числе о возможности одновременного предъявления требования о признании незаконным решения, действия или бездействия органа власти или должностного лица и требования о компенсации морального вреда, причиненного таким решением, действием или бездействием.

В целях повышения доступности правосудия предлагается предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правила альтернативной подсудности, в соответствии с которыми обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами, допускается либо по месту рассмотрения дела об административном правонарушении, либо по месту жительства гражданина, месту нахождения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Возрастает судебная нагрузка по делам о банкротстве.

В первом квартале этого года рассмотрено 54,7 тыс. дел этой категории – на 18,8 тыс. дел, или на 52%, больше, чем в первом квартале прошлого года.

При этом количество поступивших в суды заявлений о банкротстве за 3 месяца этого года превысило 74 тыс. 

Поэтому арбитражными судами высказываются предложения о совершенствовании процедур банкротства, в том числе об увеличении суммы задолженности, в пределах которой банкротство гражданина осуществляется во внесудебном порядке, и о наделении арбитражных управляющих правом устанавливать требования кредиторов к должнику и рассматривать вопрос об их обоснованности.

Повышенное внимание суды уделяют исключению необоснованной административной нагрузки на бизнес, и в первом квартале этого года по делам об административных правонарушениях арбитражные суды отказали в привлечении к административной ответственности 24% индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Вносятся предложения о сокращении избыточных судебных процедур в уголовном судопроизводстве.

В настоящее время по уголовным делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, а также по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности и об отдельных преступлениях против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства предусмотрена возможность оглашения только вводной и резолютивной частей приговора.

Оглашение полного текста приговора нередко занимает продолжительное время и не создает каких-либо дополнительных возможностей для судебной защиты прав и законных интересов сторон, в связи с чем предлагается предусмотреть возможность провозглашения только вводной и резолютивной частей приговора по всем категориям уголовных дел.

При этом в целях сохранения высоких стандартов правовой защищенности участников уголовного судопроизводства целесообразно предусмотреть вручение им копий полного текста приговора незамедлительно после оглашения его вводной и резолютивной частей.

Верховным Судом Российской Федерации продолжена последовательная реализация мер, направленных на гуманизацию уголовного законодательства и правоприменительной практики.

В первом квартале этого года осуждено 136,8 тыс. лиц, или 78%, оправдано 412 лиц, а в отношении 37,1 тыс. лиц, или 21%, уголовное преследование прекращено судом.

При этом в особом порядке судебного разбирательства судами прекращены уголовные дела в отношении 12,4 тыс. лиц или 18% обвиняемых.

В первом квартале этого года суды прекратили уголовные дела с назначением судебного штрафа в отношении 5,5 тыс. лиц.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации по этому вопросу остается неизменной – реализация института судебного штрафа является важным условием снижения уровня криминализации общества и социальной конфликтности.

С участием присяжных заседателей в первом квартале этого года рассмотрено 210 уголовных дел в отношении 251 лица.

В судебной практике сохраняются проблемы, связанные с низкой явкой кандидатов в присяжные заседатели.

В этой связи заслуживают внимания предложения судов о повышении компенсационного вознаграждения присяжным заседателям, а также об исключении запрета на повторное участие гражданина в качестве присяжного заседателя более одного раза в течение года.

Численность лиц, осужденных к лишению свободы, остается стабильным и составляет 28–29%. 

В первом квартале этого года такое наказание назначено 40,3 тыс. лицам или 29%.

По состоянию на 1 апреля этого года в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 466.764 лица – на 10.751 лицо меньше, чем годом ранее.

Однако в отдельных субъектах Российской Федерации численность лиц, осужденных к лишению свободы, достигает 40%, а такое наказание, как принудительные работы, не назначается с аргументацией об отсутствии исправительных центров в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Напомню, что отсутствие исправительного центра или невозможность размещения осужденного в имеющемся исправительном центре не может служить основанием для отказа в назначении наказания в виде принудительных работ.

Напротив, законодательство Российской Федерации предоставляет возможность направить осужденного в исправительный центр, расположенный на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации.

В первом квартале этого года судами рассмотрено 24.649 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них удовлетворено 22.194 ходатайства, или 90%, – на 1.015 ходатайств больше, чем в первом квартале прошлого года.

Кроме того, судами рассмотрено 50.047 ходатайств о продлении срока содержания под стражей, из них удовлетворено 48.491 ходатайство, или 97%, – на 3.753 ходатайства больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Мера пресечения в виде домашнего ареста избрана в отношении 3,1 тыс. лиц, а залог – в отношении 32 лиц.

Уважаемые коллеги!

Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращал внимание судов на то, что в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления любой тяжести суд обязан обсудить возможность применения более мягкой меры пресечения, чем заключение под стражу, вне зависимости от стадии производства по уголовному делу.

Кроме того, 13 августа 2019 г. по законодательной инициативе Верховного Суда России Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, исключающими продление срока содержания под стражей при неэффективной работе органов расследования.

Однако суды не в полной мере реализуют возможность избрания мер пресечения, не связанных с заключением под стражу.

В прошлом году судами рассмотрены уголовные дела в отношении 24,7 тыс. лиц, обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести и содержавшихся под стражей.

Из них 5,2 тыс. обвиняемых имели постоянное место жительства и не имели судимостей, и половине из них были назначены наказания, не связанные с лишением свободы.

Кроме того, в 2021 г. судами рассмотрены уголовные дела в отношении
16 тыс. лиц, содержавшихся под стражей и обвиняемых в совершении тяжких преступлений в сфере экономики, не связанных с применением насилия.

4,4 тыс. обвиняемых – это почти треть – имели постоянное место жительства и не имели судимостей, из них 1,5 тыс. лиц (каждому третьему) суды назначили наказания, не связанные с лишением свободы.

В этой связи возникает вопрос о причинах, по которым лица, имеющие постоянное место жительства и не имеющие судимостей, содержались под стражей, учитывая, что нередко этим лицам впоследствии назначались наказания, не связанные с лишением свободы.

Уважаемые коллеги, прошу Вас систематически изучать и анализировать  практику избрания мер пресечения, с учетом правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу.

Верховным Судом Российской Федерации продолжено изучение практики применения процедуры сплошной кассации.

В первом квартале текущего года кассационными судами общей юрисдикции удовлетворено 32% кассационных жалоб по уголовным делам, 18% жалоб по гражданским делам и 15% жалоб по административным делам.

Очевидно, что процедура сплошной кассации обеспечивает эффективное выявление судебных ошибок и их устранение.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в этом году примет ряд постановлений, в том числе о практике рассмотрения судами уголовных дел о некоторых преступлениях против правосудия.

В этом постановлении Пленум обратится к вопросам уголовной ответственности за незаконные задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, принуждение к даче показаний, фальсификацию доказательств, заведомо ложный донос, заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод.

В Верховный Суд Российской Федерации и Совет судей России поступают предложения судов и органов судейского сообщества о совершенствовании правосудия и правового статуса судей, которые мы планируем обсудить с делегатами X Съезда судей Российской Федерации.

О некоторых из них я вас проинформировал.

Уважаемые участники пленарного заседания Совета судей Российской Федерации!

Обсуждение вопросов, предусмотренных в повестке дня, безусловно, будет плодотворным и внесет значительный вклад в совершенствование правосудия. 

Спасибо.