Новости

Доклад Виктора Момотова на пленарном заседании Совета судей РФ 24 мая 2022 года

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уважаемые члены Совета судей и приглашенные!


Сегодня у нас одна из последних встреч Совета судей Российской Федерации перед проведением Х Всероссийского съезда судей. И конечно, все наше внимание в последние месяцы направлено на подготовку съезда. В Совет судей РФ поступило и продолжает поступать огромное количество предложений от членов судейского сообщества − судей судов всех уровней − по реформированию судебной системы, развитию норм материального и процессуального права, совершенствованию правового статуса судей, улучшению условий медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения судей, обеспечения жилищных гарантий судей и многим другим, крайне важным для судей вопросам.

Предложения по вопросам совершенствования норм материального и процессуального права рассматриваются комиссиями Совета судей РФ, они систематизируются и направляются в судебные коллегии Верховного Суда РФ, которые в рамках своей компетенции отбирают наиболее актуальные для их включения как в итоговый документ съезда, так и в качестве возможной законодательной инициативы. Кроме того, в Верховном Суде РФ в соответствии с распоряжением Председателя Верховного Суда создана рабочая группа по подготовке проектов законодательства, направленных на совершенствование судебной системы и судопроизводства. Результатом такой масштабной и системной работы должны стать законопроекты, которые будут представлены рабочей группой на рассмотрение Пленума Верховного Суда и в случае его поддержки будут внесены в Государственную Думу РФ уже в этом году.

Многие из поступивших предложений и законодательных инициатив активно обсуждались в марте 2022 года в рамках семинара-совещания председателей советов судей субъектов, судов Российской Федерации.

Одной из главных целей реформирования судебной системы по-прежнему является снижение нагрузки на судей и работников аппарата суда. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в соответствии с государственным контрактом осуществил разработку научно обоснованных норм нагрузки судей судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и работников их аппаратов. Кроме выработки формул и расчета норм нагрузки в ходе исследования были проанализированы причины высокого уровня нагрузки и указаны возможные меры по их устранению.

Сделан важный вывод относительно структуры и численности работников судебной системы: достижение успеха при реформировании судебной системы невозможно без увеличения количества судей и работников аппарата. Так, было отмечено, что на секретаря суда возлагается объем функций, несоразмерный для одного сотрудника, необходимо введение новой должности специалиста, отвечающего за внесение данных в ГАС «Правосудие», взаимодействие с гражданами, так как выполнение, по сути, технической работы может занять полноценный рабочий день. Подобные ситуации характерны и для отделов делопроизводства.

То есть необходимо расширение штата с одновременным перераспределением нагрузки, введением новых должностей и разделением функций.

Согласно выводам исследования необходимо обновление и наполнение судов в ресурсно-информационной части. И конечно требуется совершенствование судебной системы в части процессуального законодательства, а именно: ограничение применения договорной подсудности, расширение применения досудебного, внесудебного порядка разрешения конфликтов, развитие примирительных процедур, оптимизация целого ряда процессуальных действий, расширение количества дел, рассматриваемых в порядке приказного и упрощенного производства. Как уже ранее было сказано, в рамках рабочей группы Верховного Суда практически завершена работа по разработке части соответствующих предложений.

Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации подготовлен предварительный проект федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», который будет рассмотрен Президиумом Совета судей РФ и доработан к съезду.

Эффективность и качество работы судебной системы во многом зависят непосредственно от лиц, отправляющих правосудие, в связи с чем совершенствование статуса судей является одним из ключевых направлений деятельности Совета судей РФ. У судейского сообщества вызывает обеспокоенность уровень обеспечения финансово-материальных гарантий судей. К сожалению, приходится констатировать тенденцию на снижение гарантий, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны Совета судей и Судебного департамента при Верховном Суде.

Остро стоит вопрос обеспечения судей жильем. В настоящий момент в законе отсутствует срок обеспечения судей жилыми помещениями, предоставления единовременной выплаты на приобретение и строительство жилья. Если ранее судья обеспечивался жильем с момента назначения на должность в течение 6 месяцев, в том числе если прибыл из другой местности и ранее за счет государства жильем не обеспечивался, то в соответствии с действующим законодательством он может встать в очередь на получение субсидии при приобретении стажа работы непосредственно в должности судьи 10 лет, при этом время ожидания в очереди неограниченно. В итоге судьи не могут годами реализовать свое законное право, а гарантия становится практически декларативной.

Кроме того, требуется установить денежную компенсацию за наем жилого помещения в размере, обеспечивающем реальное покрытие расходов на эти цели, с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м. В настоящее время дополнительная жилая площадь учитывается в субсидии, но не в компенсации за наем, что приводит к нарушению единства правового статуса судей.

По данным Судебного департамента, на 1 сентября 2021 года признаны нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями (то есть имеющими право на получение соответствующей субсидии) 477 судей (из них 422 федеральных судьи и 55 мировых судей). По состоянию на 1 октября 2021 года нуждающимися в служебных жилых помещениях по месту нахождения суда признаны 3014 судей (из них 2249 федеральных судей и 765 мировых судей).

В части совершенствования оплаты труда судей предлагается реформировать порядок присвоения квалификационных классов, предусмотрев возможность присвоения квалификационного класса судье выше предусмотренного уровнем суда, в котором судья осуществляет правосудие. Необходимо разработать критерии, в соответствии с которыми такое повышение квалификационного класса станет возможно, к числу таких критериев могут быть отнесены, например, качество работы, безупречность репутации, отсутствие дисциплинарных взысканий, а также значительный вклад в дело отправления правосудия и особые заслуги перед судебной системой. Это станет дополнительной мотивацией для судей в самосовершенствовании и улучшении качества работы, а кроме того, повысит уровень финансовых гарантий. Советом судей РФ был подготовлен проект федерального закона, но требуется его доработать в соответствии с высказанными Верховным Судом РФ замечаниями.

Необходимо повысить гарантии судей на получение медицинского лечения и санаторно-курортного обслуживания. Советом судей РФ подготовлен законопроект, которым предусматривается финансирование медицинской помощи и лекарственных препаратов для действующих судей, судей в отставке и членов их семей в полном объеме, уточняются условия санаторно-курортного лечения, гарантируется право судей в отставке на компенсацию оплаты проезда к месту отдыха, а также право на денежную компенсацию за неиспользованную путевку.

Назрел вопрос, связанный с медицинским страхованием судей. В связи с большим количеством жалоб судей на невозможность своевременно или в полной мере получить необходимое медицинское обслуживание требуется пересмотреть критерии отбора страховых компаний, принимающих участие в конкурсе на оказание соответствующих услуг, что позволит оценивать исполненные ими договоры, в том числе в части уплаты неустоек, штрафов, пеней, сведения о фактах ненадлежащего исполнения страховщиком условий контракта. Необходимо искать новые пути оздоровления и оказания медицинской помощи, в том числе необязательно связанные со страховыми компаниями. Мы подробно обсудили данную проблему в рамках семинара-совещания в марте, судьи в массе своей недовольны работой страховой компании, которая уже не первый год участвует в конкурсе, однако ежегодно мы сталкиваемся с одними и теми же недостатками ее работы. Причины этих проблем нам понятны, Судебным департаментом при Верховном Суде предложены меры, которые, на наш взгляд, в корне могут изменить ситуацию.

Отдельное внимание Совет судей РФ уделяет выравниванию правового статуса мировых судей, и после вступления в силу Федерального закона, установившего бессрочность назначения мировых судей, Комиссия Совета судей РФ по связям с советами судей субъектов Российской Федерации проводит мониторинг практики его применения в регионах. Следующим на повестке стоит вопрос совершенствования системы обеспечения деятельности мировых судей. В настоящее время Верховным Судом РФ при взаимодействии с Советом судей РФ и Судебным департаментом при ВС РФ подготовлен законопроект, которым предусматривается обязательное согласование органами субъекта РФ структуры и штатного расписани аппарата мирового судьи с советом судей соответствующего субъекта РФ. Сейчас органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решение по вопросам работы аппарата мирового судьи, в связи с чем в ряде субъектов численный состав аппарата мирового судьи составляет не более 3 сотрудников, что не позволяет в должной мере обеспечить работу мирового судьи.

Также Судебный департамент при Верховном Суде наделяется в соответствии с законопроектом полномочиями по осуществлению мероприятий, направленных на включение информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, разработку единых технологий ведения и использования, создание и определение информационных систем, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, установление единых технических требований к использованию инфомационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Как вы знаете, при изучении вопроса об информационных ресурсах мировых судей было выявлено, что на судебных участках 13 субъектов РФ используется программное обеспечение, не входящее в состав ГАС «Правосудие», что влечет для регионов не только дополнительные финансовые затраты на модернизацию соответствующих программ, но и препятствует созданию единого информационного пространства судебной системы. Реализация данной законодательной инициативы позволит мировым судьям стать частью информационного пространства федеральных судов, установить единые стандарты и правила хранения информации, повысит гарантии доступа граждан к правосудию.

В апреле 2022 года приняты и вступили в силу разработанные судейским сообществом законы, направленные на обеспечение мантиями и служебным обмундированием судей и работников аппаратов судов, работников системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Весь спектр необходимых полномочий передан судебной системе, и в рамках своей компетенции Совет судей РФ участвует в разработке новых требований к виду и качеству обмундирования.

Статус судьи предполагает не только повышенный уровень гарантии для лиц, осуществляющих правосудие, но и высокий уровень ответственности и ограничений в свободе действий. При этом как гарантии, так и ограничения должны быть соразмерными и оправданными для реализации социально значимой роли судьи в обществе.

Век информационных технологий и открытости создает новые возможности для обмена информацией, выражения мнения, взаимодействия судебной власти с гражданским обществом. Глобальная сеть «Интернет» позволяет использовать массу различных инструментов, практически не ограничивая пользователей правилами. Судьям требуется соблюдать правила и ограничения, установленные для них в связи с их особым статусом, в том числе в цифровом публичном пространстве. В связи с возникновением сложностей и вопросов, связанных с ведением судьями социальных сетей, прошу комиссию Совета судей по этике разработать рекомендации, этические стандарты поведения в соцсетях, дополнив ими Кодекс судейской этики. Это позволит в будущем избежать многих спорных моментов.

Мы не стремимся ограничить судей. Мы полагаем, что такие стандарты должны помогать судье в выборе того или иного поведения, без опасений быть привлеченным к ответственности.

Совет судей РФ стремится создать новые возможности для формирования открытого диалога судебной власти с гражданским обществом, повысить качество такого взаимодействия, обеспечить профессиональное информирование о деятельности судов, что позволит сформировать высокий уровень доверия общества к судебной системе и создать ее позитивный образ. Были проведены мероприятия и конкурсы для выявления лучшей практики работы пресс-служб судов, разрабатываются новые подходы и рекомендации в ведении пресс-службами деятельности по информированию и взаимодействию со средствами массовой информации.

26 апреля 2022 года создано и зарегистрировано Роскомнадзором единое для всей судебной системы России сетевое издание (мультимедийный ресурс) под наименованием «Правосудие.рф», которое обеспечит полноценное освещение деятельности судебной власти, формирование ее позитивного имиджа. Предложение о создании такого ресурса обсуждалось на прошлом заседании Совета судей РФ в декабре 2021 года, и мы благодарим коллег за оперативность в подаче заявки и регистрации СМИ. Данный ресурс даст новый толчок развития открытости судебной власти, и мы призываем всех участвовать непосредственно в его работе или направлять свои предложения по наполняемости контентом. Кроме освещения деятельности судов «Правосудие.рф» будет выполнять просветительскую функцию, разъясняющую гражданам особенности взаимодействия с судами, возможности по защите своих прав, в том числе в порядке досудебного урегулирования споров или в рамках примирительных процедур. Предлагаем судьям, находящимся в почетной отставке, как наиболее опытным и авторитетным принимать активное участие в этой работе.

Судьи в отставке в целом должны иметь больше возможностей для своей дальнейшей профессиональной и творческой реализации. При подготовке съезда в Совет судей РФ поступили предложения по предоставлению судьям в отставке права осуществлять любую юридическую деятельность без функции представительства в суде, до момента возникновения права на получение ежемесячного пожизненного содержания. В целом считаем актуальным пересмотр существующего перечня ограничений, налагаемых на судей в части занятия оплачиваемой деятельностью после ухода в отставку, на предмет их обоснованности. Прошу комиссию Совета судей по этике на основе заключений проанализировать наиболее частые сферы или виды деятельности, по которым у судей возникают вопросы о допустимости занятия соответствующей деятельностью, и подготовить предложения.

В целях повышения гарантий статуса судей в случае прекращения полномочий и отставки судьи Советом судей РФ был разработан законопроект, в соответствии с которым председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо в судебном порядке – в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда в тот же срок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в течение 10 дней после получения копии указанного решения.

Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения.

Данная законодательная инициатива была направлена в Верховный Суд, получила поддержку, однако с учетом поступивших замечаний требуется доработка этого законопроекта, после которой мы надеемся на скорую реализацию данной инициативы.
В этом году судебная система отмечает важную юбилейную дату − 100 лет Верховному Суду. Верховный Суд подает хороший пример в преемственности и сохранении опыта, культуры и традиций судебной системы нашей страны.

Нам кажется важным сохранение преемственности поколений судей не только в части наработанного позитивного опыта, но и самой атмосферы правосудия, духа законности и справедливости. В связи с этим комиссией Совета судей по связям с советами судей субъектов РФ изучен вопрос о наличии в регионах музеев истории судебной системы региона, об опыте их функционирования. У нас есть прекрасные примеры организации такого важного направления. К числу таких судов относятся Свердловский областной суд, Верховный Суд Республики Марий Эл, а также объединение судей Забайкальского края (музей судебной системы Забайкальского края.)

Объединение и активное участие не только работающих судей, но судей в отставке в жизни судебной системы региона, создание музеев истории суда способствуют консолидации разных поколений судейского сообщества, а кроме того, расширяет представление гражданского общества о месте и роли органов правосудия. Поэтому предлагается обсудить предложение о создании региональных музеев истории развития суда. С учетом предстоящего юбилея считаем данное предложение актуальным и своевременным.

Также комиссией по связям с советами судей субъектов РФ в честь ознаменования 30-летия со дня образования Совета судей РФ было предложено советам судей субъектов РФ принять участие в инициированной комиссией акции, в рамках которой предлагается для показа на региональном телевидении подготовить видеосюжеты о работе региональных советов судей в просветительских целях. Кроме того, возможно, некоторые сюжеты мы разместим на созданном медиаресурсе «Правосудие.рф».

Несмотря на сложности, связанные с пандемией, комиссии Совета судей РФ продолжили свою работу.

В текущем периоде в Дисциплинарную комиссию Совета судей РФ поступило 324 жалобы и обращения, из которых рассмотрено 202 жалобы. Всего с 2017 года поступило 3252 жалобы и обращения. Конечно, столь высокий объем жалоб и обращений не свидетельствует о массовости нарушений судьями правил и ограничений, а более половины жалоб не относится к компетенции Дисциплинарной комиссии. Тем не менее нарушения есть, они становятся предметом тщательного разбирательства и последующих выводов Дисциплинарной комиссии.

И все же необходимо принимать меры, направленные на снижение уровня конфликтности между гражданами и судьями, ведь подобные обращения свидетельствуют о недовольстве людей и об отсутствии уверенности в справедливости принятых решений. Конечно, в споре всегда есть победившая и проигравшая стороны, и последняя в целом будет неудовлетворена своим положением, однако поведение судьи в рамках судебных заседаний, полнота разъяснений принятого решения должны способствовать формированию уважения к правосудию и лицу, его реализующему.

Совет судей Российской Федерации не оставляет без внимания поощрение судей и работников аппаратов судов за высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. Это направление работы является для нас постоянным, но совершенно не рутинным, мы внимательно рассматриваем характеристики и с удовольствием поощряем тех судей и работников аппаратов судов, которые своей качественной работой и ответственным отношением к делу формируют положительный имидж судебной власти.
С начала текущего года в Президиум Совет судей РФ поступили представления о награждении 360 человек, из них приняты положительные решения в отношении 349 кандидатов: 100 человек награждены почетным знаком «Ветеран судебной системы», 111 человек – Почетной грамотой Совета судей, 138 человек – наградными знаками «За служение правосудию». Кроме того, благодарностью Совета судей РФ награждены 115 судей и работников судебной системы.

Уважаемые коллеги! Работа Совета судей Российской Федерации ведется системно по всем вопросам, направленным на повышение статуса судей, обеспечение работы судебной системы. Стоит отметить широкое разнообразие направлений, которые Совет судей охватывает своим вниманием, и с каждым годом их количество только увеличивается. Мы идем в ногу со временем, сохраняя лучшее и открывая новое. Благодарю вас за активную работу.