Каждое 9 мая мы отмечаем главный праздник страны — День Победы.
В каждой семье с ним связаны свои воспоминания, свои боль, гордость
и благодарность победителям. Нет такой другой исторической даты,
в которой бы так тесно переплетались слезы и радость, отчаяние и надежда. Победа над фашизмом — это событие вселенского масштаба, а цена, которую за нее пришлось заплатить, — страшное горе для миллионов советских семей.
Поэтому так трудно бывает найти правильную тональность и соблюсти должную деликатность в подготовке публицистических и художественных текстов о войне и ее участниках. Трудно, но возможно. И даже необходимо. Великая Отечественная война стала главной темой многих советских писателей, в особенности писателей-фронтовиков. Они создавали свою летопись войны — честную и мудрую. Они показывали нам и ужас происходящего, и величие героев, и их умение, несмотря ни на что, веселиться, влюбляться и, конечно, надеяться на лучшее. Особенностями этой прозы были ее потрясающая достоверность, точность и яркость деталей, отсутствие какой бы то ни было лакировки действительности. Термин «окопная правда» появился в конце 1940‑х годов, когда произведениями первой плеяды писателей-фронтовиков зачитывалась вся страна. Конечно, им хотелось рассказать о своей войне, осмыслить произошедшее, дать ему правильные оценки. Но правда, которая показывала и доказывала сложность как норму жизни, была нужна всем, поэтому их книги оказались так востребованы. Читателям были предложены совсем другая оптика, другая эстетика и другая стилистика, которых никогда до этого не было в советской литературе, — честность, точность и в значительной мере документальность.
Главным героем большинства военных книг стал человек, индивидуальность, личность, показанный во время суровых испытаний, на пределе сил и возможностей, между жизнью и смертью. Но этот один человек, один герой,
о судьбе которого рассказывал автор, очень прочно ассоциировался со всем народом. Писатели не пытались сгладить острые углы, утаить трудно разрешаемые проблемы, подретушировать действительность. Авторы книг о войне избегали пафоса и высокого стиля. Рассказывали, как все было,
и настаивали на том, что это должен знать каждый.
Правда о войне, а значит, и о жизни вообще стала едва ли не главным воспитателем всех послевоенных поколений. Рассказы и письма ветеранов, великолепная литература, фильмы и стихи о войне прививали детям нравственные устои, учили их состраданию, помогали формировать те главные ценности и устремления, которые необходимы для построения гуманного и правового общества. И здесь очень важно, что художественное осмысление Великой Отечественной войны воспитывало в молодых людях не только уважение памяти предков и восхищение героикой тех дней, но
и человечность, любовь, свободу духа, верность и преданность.
Нам нельзя забывать эту войну и ее героев, если мы хотим оставаться приличными людьми. Нельзя отворачиваться от сложных, но очень важных уроков, которые она нам преподавала на протяжении многих лет. И нельзя переводить эту святую дату в формальный регистр.
Очень хочется, чтобы наши мальчики и девочки так же, как их папы и мамы, бабушки и дедушки, плакали и смеялись, читая «лейтенантскую прозу»
и смотря замечательные фильмы о войне.