«Сложность и социально-экономическая значимость рассматриваемой тематики определяют большую практическую ценность этого мероприятия, направленного на укрепление профессионального взаимодействия и сближение подходов к правоприменению в столь чувствительной сфере».
«Особую роль в этом процессе играет Верховный Суд Российской Федерации. Под руководством Председателя Верховного Суда Ирины Подносовой ведется целенаправленная работа по обобщению судебных решений, разработке разъяснений по применению законодательства о банкротстве, а также повышению прозрачности и доступности правосудия».
«Мы наблюдаем устойчивую тенденцию к формированию согласованных и взаимодополняющих стратегий в регулировании банкротства, основанных на схожем правовом наследии, близости экономических интересов и стремлении к эффективному обеспечению баланса прав всех участников оборота.
Это открывает широкие возможности для углубления сотрудничества, методологического взаимного обогащения и выработки консолидированных правоприменительных подходов», — подчеркнул Юрий Иваненко.
«В соответствии с новым Законом ранее именуемые дела об экономической несостоятельности (банкротстве) разделены на два самостоятельных вида: о несостоятельности и о банкротстве. При этом разделение не носит технический характер, а предусматривает отличия в инициаторе таких дел, требованиях, предъявляемых к подаче заявлений, рассмотрению дел и применению процедур по таким делам.
Такие дела по-прежнему подведомственны и подсудны суду, рассматривающему экономические дела, и не могут быть переданы на рассмотрение в третейский суд, международный арбитражный (третейский) суд», — рассказал Юрий Кобец.
«В соответствии с новым Законом рассмотрение дела теперь завершается в процедуре конкурсного производства принятием судом решения о признании должника несостоятельным (с введением санации) или банкротом (с открытием ликвидационного производства), либо определения о прекращении производства по делу», — сказал Юрий Кобец.
«Исходя из этого законом устанавливаются предпосылки для возбуждения дел о банкротстве — юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».
«Возможность защиты гражданских прав в деле о банкротстве изначально базируется на определении круга лиц, участвующих в деле о банкротстве, которые, по общему правилу, согласно Закону «Об урегулировании неплатежеспособности», наделены одинаковыми правомочиями и обязанностями, независимо от правового статуса в деле», — подчеркнул Виктор Шильченок.
«Основанием для вхождения в процедуры несостоятельности или банкротства по новому Закону стала реальная, а не формальная неплатежеспособность», — заключил Виктор Шильченок.
«Дела об урегулировании неплатежеспособности (ранее мы их называли делами о банкротстве) всегда заслуживали особого внимания. Они являются одними из самых сложных, поскольку затрагивают многие сферы деятельности – от экономики до социальных вопросов. Да и законодательство, регулирующее это направление, многогранное и многоступенчатое», — сказала председатель экономического суда Гомельской области Наталья Сарнавская.
«Гомельщина – один из высокоразвитых индустриальных регионов Беларуси, второй по величине. Главной составляющей ее экономического роста всегда выступал промышленный комплекс. За период с 2017 года по настоящее время в экономическом суде Гомельской области по этой процедуре проходило оздоровление 18 юридических лиц среднего и крупного бизнеса. Не одно из производств не ликвидировано».
«Для обеспечения эффективной хозяйственной деятельности государством установлены и внесудебные процедуры оздоровления. Одна из них — предупреждение несостоятельности и банкротства. Сегодня до обращения в суд должники всех форм собственности в обязательном порядке разрабатывают и реализовывают мероприятия по восстановлению своей платежеспособности», — рассказала Наталья Сарнавская.
«В практике остро встала проблема конкуренции между независимыми кредиторами (теми, кто вступил лишь только в хозяйственные связи — подряд, услуги, кредит, аренда и т.п.) и кредиторами, аффилированными с должником (теми, кто связан с ним корпоративными, личными, семейными, организационно-распорядительными и прочими подобными связями, посредством которых оказывается существенное влияние на финансово-хозяйственные решения должник, вплоть до определяющего)», — сказал Сергей Самуйлов.
«В делах стало появляться большое количество возражений на вступление в банкротное дело кредиторов, аффилированных должнику. Начала формироваться судебная практика по решению данных споров».
«Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утв. Президиумом ВС РФ 29.01.2020) обобщил судебную практику по данной категории споров и значительно упростил работу судов в банкротных спорах о приоритете притязаний кредиторов.
Выводы призваны не только внести правовую определенность в вопросы субординации требований кредиторов при банкротстве путем установления единых правил для судов, но и помочь участникам (акционерам) общества сформировать модель своего правомерного поведения, в частности структурировать отношения таким образом, чтобы избежать последующей субординации своих требований», — рассказал Сергей Самуйлов.