Рассказ великого русского писателя, поставивший неудобные вопросы перед Судебной реформой 1864 года
Сегодня в рубрике «Эстетика права» проекта Клуба имени Замятнина рассказ Антона Чехова «Злоумышленник».
Судебная реформа породила широкую общественную дискуссию, которая, к слову, продолжается и до сих пор. Очевидно одно, появление политических свобод и независимого правосудия стало триггером для глубоких творческих поисков.
Антон Павлович Чехов наиболее остро и образно отразил право в своих произведениях. Впервые он всерьез столкнулся с российской правовой системой, путешествуя по Сибири и Дальнему Востоку, что отразилось в книге «Остров Сахалин». Участвуя в переписи населения, он общался с ссыльными и осужденными, впитывал и воспроизводил истории их жизней. В московский период писатель также интересовался правовыми проблемами, много разговаривал с юристами, пытаясь рассмотреть бытовую и гуманистическую сторону права. Многие из тем, которые его интересовали, нашли отражение в «Трех сестрах», «Дяде Ване», «Чайке», «Вишневом саде» и многих других рассказах и пьесах.
Рассказ «Злоумышленник» поставил неудобные вопросы перед судебной реформой 1864 года: насколько государство на тот момент было готово к правовым преобразованиям? И в каком культурном и нравственном состоянии встретил их народ?
Рассказ показателен тем, что в нем напрямую описана ситуация правонарушения и беседа следователя с подозреваемым. Что характерно для Чехова, в произведении нет явных положительных и отрицательных героев. Денис Григорьев, который отвернул гайку с железнодорожных путей, судебный следователь, который его допрашивает и пытается донести до допрашиваемого всю опасность такого поступка, одинаково плохо понимают суть права. Один — не осознает последствий своих действий и на уровне своей культуры пытается найти объяснение действиям властей, другой — не может или не хочет найти общий язык с собеседником и говорит о наказании до суда. Оба героя находятся примерно в одинаково неловком положении, продиктованном отсутствием образования и даже зачатков правовой культуры.
Финал же произведения расставляет все на свои места. Обвиненный мужик с горечью бормочет:
Сегодня в рубрике «Эстетика права» проекта Клуба имени Замятнина рассказ Антона Чехова «Злоумышленник».
Судебная реформа породила широкую общественную дискуссию, которая, к слову, продолжается и до сих пор. Очевидно одно, появление политических свобод и независимого правосудия стало триггером для глубоких творческих поисков.
Антон Павлович Чехов наиболее остро и образно отразил право в своих произведениях. Впервые он всерьез столкнулся с российской правовой системой, путешествуя по Сибири и Дальнему Востоку, что отразилось в книге «Остров Сахалин». Участвуя в переписи населения, он общался с ссыльными и осужденными, впитывал и воспроизводил истории их жизней. В московский период писатель также интересовался правовыми проблемами, много разговаривал с юристами, пытаясь рассмотреть бытовую и гуманистическую сторону права. Многие из тем, которые его интересовали, нашли отражение в «Трех сестрах», «Дяде Ване», «Чайке», «Вишневом саде» и многих других рассказах и пьесах.
Рассказ «Злоумышленник» поставил неудобные вопросы перед судебной реформой 1864 года: насколько государство на тот момент было готово к правовым преобразованиям? И в каком культурном и нравственном состоянии встретил их народ?
Рассказ показателен тем, что в нем напрямую описана ситуация правонарушения и беседа следователя с подозреваемым. Что характерно для Чехова, в произведении нет явных положительных и отрицательных героев. Денис Григорьев, который отвернул гайку с железнодорожных путей, судебный следователь, который его допрашивает и пытается донести до допрашиваемого всю опасность такого поступка, одинаково плохо понимают суть права. Один — не осознает последствий своих действий и на уровне своей культуры пытается найти объяснение действиям властей, другой — не может или не хочет найти общий язык с собеседником и говорит о наказании до суда. Оба героя находятся примерно в одинаково неловком положении, продиктованном отсутствием образования и даже зачатков правовой культуры.
Финал же произведения расставляет все на свои места. Обвиненный мужик с горечью бормочет:
«Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям... Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...»
Сложно придумать более убедительной аллегории непринятия народом свободы, достоинства и ответственности, а также закона и правосудия, как главных опор справедливости.
Чехов не рассуждает о том, хорошо это или плохо. Хотя дает читателю понять, что настоящее правосудие — это в первую очередь запрос общества, а не воля государства.
Интересные факты о жизни писателя и его произведении узнаете из видеоролика по ссылке
Мы будем рады публикациям на ваших информационных площадках при указании на источник — проект Клуба имени Замятнина «Эстетика права».
Чехов не рассуждает о том, хорошо это или плохо. Хотя дает читателю понять, что настоящее правосудие — это в первую очередь запрос общества, а не воля государства.
Интересные факты о жизни писателя и его произведении узнаете из видеоролика по ссылке
Мы будем рады публикациям на ваших информационных площадках при указании на источник — проект Клуба имени Замятнина «Эстетика права».