Новости

Пресс-служба суда: видимая и невидимая работа


Марьяна Павловская,
заместитель начальника отдела информатизации и взаимодействия со СМИ Верховного суда Республики Крым.

Судебная система — это многофункциональный механизм, у которого нет второстепенных вопросов, а все аспекты деятельности напрямую связаны с защитой прав и свобод граждан. Сегодня вопрос открытости правосудия приобрел новое значение, стал масштабнее, насыщеннее, инновационнее.

Судейское сообщество, понимая важность формирования открытого диалога судебной власти с гражданским обществом, принимает необходимые поступательные и сбалансированные меры по обеспечению профессионального информирования о деятельности судов, что позволит сформировать высокий уровень доверия общества к судебной системе и создать ее позитивный образ

Одной из важных составляющих реализации единой информационной политики является деятельность пресс-служб или представителей судебной системы, выполняющих эти функции. Они стоят на передовых рубежах информационного взаимодействия судебной системы с общественностью, создавая актуальное отражение деятельности органов правосудия в огромном разнообразии современного мира медиа.

Зачастую результат их работы виден, когда в сети Интернет, в газете, на радио или телевидении освещается деятельность судебной системы. Они пишут, снимают, информируют… Однако одна тема все-таки остается за кулисами, а именно ежедневный труд, благодаря которому общественность знает так много о мире судебной системы.

Сегодня с целью формирования открытого образа правосудия представители судебной власти активно реализуют информационную стратегию, ведут открытый диалог со СМИ, в результате чего публикуются (выходят в эфир) интервью, раскрывающие не только важные вопросы, но и личность людей, осуществляющих правосудие, применяют инновационные технологии, которые открывают дополнительные возможности освещения деятельности судебной системы, и т.д. За этими результатами стоят сотни сотрудников пресс-служб или ответственных за это направление представителей судебной системы. Каждый работает в своем регионе, но является уникальной частью единого механизма по информационной открытости судебной власти в Российской Федерации.

Мы живем во время очень быстрой смены информации. Как показывает практика, в современном информационном фоне пятиминутный период предоставления сведений — это своевременно, а больший — это уже опоздание. Задача пресс-служб — оперативно предоставить достоверные и полные данные о деятельности суда. Ведь зачастую доверяют тем, кто сказал первый.

Специалист, организующий коммуникацию между судом и общественностью, должен быть хорошо осведомлен о том, что происходит в судебной системе вообще и в конкретном суде, знать юридическую терминологию и быть осведомленным об особенностях производства по уголовным, гражданским, административным делам. Он также должен владеть навыками эффективного делового общения. Одним словом, должен хорошо выглядеть, убедительно говорить и вызывать доверие.

Еще одной отличительной чертой работы пресс-секретаря является поиск баланса между необходимостью озвучить информацию, сохранив при этом корректные формулировки правовых аспектов, и творческой самореализацией. Журналисту легче сказать: «Есть версия, что…». Он имеет право на свое видение. Пресс-секретарь же должен предоставить актуальную информацию, которая будет способствовать формированию должного понимания обществом правовых мотивов принимаемых судами решений.

Между тем хороший информационный продукт — это результат работы творческого коллектива: корреспондента, оператора, редактора, фотографа, дизайнера, SMM-менеджера, модератора сайта, верстальщика и т.д. Как правило, сотрудник пресс-службы судов, управлений и органов судейского сообщества делает ту же работу один, при этом выполняя поставленные задачи качественно и в срок. Поэтому порой успехи пресс-службы в отдельных регионах — это абсолютная победа профессионализма, энтузиазма и целеустремленности.

Однако в современном мире написать пресс-релиз или провести съемку порой бывает уже недостаточно. Важно выстроить правильное взаимодействие, позволяющее найти актуальную информацию, переработать ее, направить в СМИ и дальше — общественности. Такую систему отношений и связей порой называют личным капиталом пресс-секретаря.

Стратегия взаимодействия судебной системы со СМИ меняется в силу стремительного развития информационного пространства, особенно в свете повышенного внимания общества к деятельности судебной системы. Вместе с этим меняются и механизмы реализации информационной политики, что позволяет не просто участвовать в современном информационном потоке, но и активно воздействовать на его формирование, освещая деятельность судебной системы.