Вопрос о роли судебной практики в обеспечении единства правоприменения, с одной стороны, носит вполне практический характер, поскольку обеспечение такого единства является повседневной задачей всех судов отечественной судебной системы и особенно Верховного Суда Российской Федерации. С другой стороны, он достаточно интересен с теоретической точки зрения, потому что в юридической науке существует множество мнений о роли судебной практики в регулировании правоотношений, в том числе о том, является ли она только применением права, включает ли она в себя толкование права и можно ли ее отнести к источникам права.
«В 2021 году одним только судебным составом по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрено более 500 гражданских дел, и в каждом определении содержится как минимум одна-две правовые позиции по конкретным вопросам гражданских правоотношений — это либо новые правовые позиции, либо развитие и адаптация ранее сформулированных правовых позиций к новым правовым ситуациям.
Значимость этой работы для обеспечения единства правоприменения, регулирования данных правоотношений очевидна. Ведь право — живой организм, нуждающийся в постоянном развитии, альтернатива которому — стагнация, застой, упадок.
И важнейшая роль в таком развитии принадлежит судебной практике, формируемой судами под руководством Верховного Суда Российской Федерации», — подчеркивает в своем материале Сергей Асташов.
Читайте статью в июньском выпуске журнала «Судья» за 2022 год.
Оформить доступ к электронной версии журнала «Судья» на 6 или 12 месяцев, который будет действовать со дня покупки, можно на сайте наших партнеров https://clck.ru/sBfEa