Эстетика права. Сын судьи, отец русской правовой публицистики
Одно из самых громких уголовных дел и судебных процессов начала XX века.
Сегодня в рубрике «Эстетика права» проекта Клуба имени Замятнина серия очерков Владимира Короленко «Дело Бейлиса».
Биография Владимира Короленко с самого раннего детства тесно связана с правом, ведь родился он в семье уездного судьи. Про его отца говорили, что он был суров и замкнут, но безукоризненно честен и неподкупен. Эти качества передались по наследству.
Свою первую повесть «Эпизоды из жизни «искателя»» он отправил в журнал «Отечественные записки». Издатель и редактор Михаил Салтыков-Щедрин вернул рукопись автору с такими словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень».
Слова мэтра русской литературы не смутили Короленко. Он начал активно заниматься не только изящной словесностью, но и журналистикой. И тут сказался опыт раннего детства и семейное воспитание. Так сын судьи стал одним из отцов русской правовой публицистики. Мишенью автора стали распространившиеся в то время по России и Европе антисемитизм и ксенофобия.
Наибольшую славу писателю принесло «Дело Бейлиса». На момент суда защитники Бейлиса во главе с адвокатом Грузенбергом обратились к Короленко, в результате работы которого вышли в свет четыре очерка, подробно описывающие обстоятельства дела.
Короленко удалось переломить общественное мнение, настроенное против евреев. Суд присяжных признал Менделя Бейлиса невиновным.
В тот день антисемитизм и ксенофобия потерпели поражение. После оглашения решения толпа несла Короленко до гостиницы на руках, а Мендель Бейлис, во избежание неприятных последствий, уехал за границу, сначала в Палестину, а затем в Америку, где стал страховым агентом.