Новости

Эстетика права. Суд товарищей

Картина советского художника – авангардиста. Настоящая иллюстрация времени больших перемен.

Сегодня в рубрике «Эстетика права» проекта Клуба имени Замятнина картина Николая Шнейдера «Суд над прогульщиком».

Строго говоря, товарищеские суды, равно, как и партийные суды чести, не являлись частью судебной системы. В своей деятельности они руководствуются не правовыми понятиями. Главным критерием достижения справедливости была апелляция к человеческому представлению о порядочности и правильном поведении.

Практика товарищеских судов считалась прогрессивной, поскольку полностью соответствовала марксистскому представлению о праве, где закон должен опираться на экономические и социальные отношения, а не на волю правящего класса.

Художники-авангардисты, чувствовавшие себя на острие эстетической классовой борьбы, не могли оставить эту тему без внимания. Одним из самых ярких представителей этого течения был Николай Шнейдер.

«Суд над прогульщиком» — картина, иллюстрирующая важный момент в российской и советской правовой истории — появление товарищеских судов — смелого эксперимента по внедрению народного правосудия.

Зритель видит, что «товарищеский суд» действительно суд народа. На картине нет ни мантий, ни париков, ни прокуроров, ни адвокатов, ни, собственно, судей. Там один вершитель правосудия — рабочий класс. Причем фигура прогульщика выражает крайнюю степень стыда и раскаяния за пропущенную трудовую смену. Он как бы выключил себя из коллектива, решающего исторические задачи. Опытный глаз может разглядеть на ней отсылку к античной драме. Антигерою грозит изгнание, сделающее его жизнь бессмысленной.

Художник показал, возможно, самую демократичную судебную процедуру. Но в ней отсутствует главная ценность настоящего правосудия — надежда на милосердие.

Интересные факты о жизни художника и его произведении узнаете из видеоролика по ссылке

Мы будем рады публикациям на ваших информационных площадках при указании на источник — проект Клуба имени Замятнина «Эстетика права».