«Перед нами стоит задача по формированию единой информационной системы, где будут состыкованы все звенья будущего программного комплекса судебной системы. Мы должны преодолеть сложности, вызванные технической и технологической несовместимостью. Эта проблема складывалась не один год, и за один год ее не решить. Сейчас делается многое, но прежде всего обновляется материально-техническая база.
Главный вопрос заключается в том, каким образом новые информационные системы должны работать в контексте потребностей самой судебной системы. И в этой связи необходимо грамотно сформулировать соответствующее техническое задание, потому что именно судьям работать с такими технологиями. Мы должны ориентироваться на судейский корпус, не забывая при этом про удобство для граждан. Потому что суд без граждан — это не суд».
«Полагаю, к моменту начала его работы нами будет проделан большой путь в части изучения возможностей использования ТИИ в судебной деятельности. И, возможно, за это время с учетом сегодняшних скоростей мы уже сможем рассказать об этих технологиях или показать их. Но, думаю, уже сейчас необходимо готовить позиции по внедрению ТИИ в судебную деятельность для того, чтобы они прозвучали на съезде и были услышаны всеми заинтересованными сторонами».
«Анализ представленных сведений показал, что 46% из опрошенных судов не используют ТИИ в своей деятельности. Вместе с тем 54% судов и советов судей заявили об использовании ТИИ. Области использования – работа пресс-служб, отдельные процессы в делопроизводстве и судопроизводстве, деятельность органов судейского сообщества».
«Суды выделяли три направления, в которых целесообразно применение передовых технологий: анализ юридических документов, анализ и обобщение судебной практики; генерация и редактирование текстов на предмет логических ошибок и описок; формирование шаблонов юридических документов и проектов судебных актов», — отметил Андрей Зуев.
«На мероприятии представители Генеральной прокуратуры РФ поделились своим опытом использования ИИ с целью выявления коррупционных рисков. А представители адвокатуры сосредоточили свое внимание на этических вопросах.
Заместитель председателя Благовещенского городского суда Амурской области Игорь Емшанов поделился опытом цифровизации мировой юстиции, в том числе применения ИИ. Игорь Сергеевич подробно рассказал о технологиях, которые мы используем, тех задачах, которые стояли перед нами и которые мы выполним в ближайшее время.
Одно из обсуждавшихся направлений — общее понимание того, что ИИ — это технология, которая в будущем позволит значительно повысить производительность труда, в том числе и в судебной системе».
«Нейросеть должна обучаться. Базовую модель мы начали собирать в рамках суперсервиса «Правосудие онлайн», о чем я говорил в рамках перевода судов на новые сайты. Сейчас осуществляется сбор единой картотеки и аккумулируются судебные акты всех судов России. Пока это касается судов общей юрисдикции. Вторая очередь — арбитражные суды, а потом перейдем и к мировым судьям», — сказал Алмаз Ибрагимов.
«В пилотном проекте заложен принцип максимально полного отказа от бумажных версий документов, а также принцип минимизации действий пользователя в системе», — подчеркнул Станислав Ражковский.
«Общество доверяет ИИ меньше всего именно в секторе государственного управления. С этой позиции следует рассматривать вопрос разумного и аккуратного внедрения ТИИ в судебную деятельность.
В проведенном анализе среди одной из основных проблем отмечено отсутствие нормативно-правовой базы для использования ИИ в правосудии, его полномочий и возможных пределов использования», — подчеркнул Денис Давыдов.
«Робот никогда не заменит судью, но судью заменит другой судья, который будет более эффективен с точки зрения организации судебного процесса, который будет знаком с работой программных комплексов».
«Правосудие должно быть высокоэффективным. В этот комплекс входят и досудебные и послесудебные процедуры, и примирение. В центре внимания — предложение технологий удобных и для граждан, и для судей», — заключил Виктор Момотов.