Новости

Эстетика права. Живопись как предчувствие

Меткое наблюдение за судебной системой, демонстрирующее глубокий кризис формалистского правосудия.

Сегодня в рубрике «Эстетика права» проекта Клуба имени Замятнина картина Василия Перова «Приезд станового на следствие».

В начале XIX в. правовая система не справлялась с задачами меняющейся экономики и социального уклада. Право нуждалось в обновлении. И это остро ощущали творческие люди.

Недаром Василий Перов выбрал для своей студенческой работы именно такой сюжет. За картину «Приезд станового на следствие» русский живописец получил большую серебряную медаль Академии художеств.

Картина написана в 1858 году. Предчувствие перемен читается в каждом штрихе этой работы. Становой — николаевский полицейский чиновник, обладавший к тому же некоторыми судебными полномочиями — приехал вершить суд над молодым крестьянином, повинном в каком-то мелком преступлении.

Драматизм ситуации преступления и наказания полностью нивелируется иронией и даже сарказмом, которые вложил художник в образы героев. Он предчувствовал, что правосудие изменится и будет играть совсем иную роль, как в государстве, так и на картинах живописцев. Но до реформы оставалось еще шесть лет.

Интересные факты о произведении узнаете из видеоролика по ссылке

Мы будем рады публикациям на ваших информационных площадках при указании на источник — проект Клуба имени Замятнина «Эстетика права».